Новый Таможенный кодекс стал кодексом преткновения?

 

Новый Таможенный кодекс стал кодексом преткновения?

Новый Таможенный кодекс РФ, вступающий в силу с 1 января 2004 г., все еще вызывает сомнения у некоторых чиновников. В разрабатывавшемся более трех лет нормативном акте, соответствующем международным принципам и серьезно упрощающем правила внешнеэкономической деятельности, эксперты Минэкономразвития обнаружили "существенные изъяны" и "концептуальные пробелы". И хотя на состоявшемся 2 октября заседании правительства руководители экономического ведомства отыграли назад, заявив, что "не выступали против вступления в силу Таможенного кодекса", первый замминистра Максим Медведков напомнил о существовании "технических вопросов к документу".

Вкратце суть претензий Минэкономразвития состоит в следующем. Отсутствие в кодексе перечня и ставок таможенных сборов лишит бюджет-2004 10 млрд руб. доходов. Присутствие льгот по уплате таможенных пошлин при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи отнимет у него еще 4,5 - 6,2 млрд руб. Наконец, смещение сроков уплаты заставит недосчитаться 6,3 - 8,7 млрд руб. в год. Отметим, что таможня приносит в бюджет более 60 млрд руб. ежемесячно, а на 2004 г. объем его доходной базы запланирован в размере 2,7 трлн руб. Даже Максим Медведков признал в итоге, что вступление кодекса в силу не нанесет серьезного ущерба бюджету страны.

Существует также мнение, что новый Таможенный кодекс в ряде случаев не улучшает систему таможенного администрирования, осложняет жизнь таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев складов временного хранения. Некоторых экспертов не устраивают, в частности, правила, по которым лицензирование околотаможенной деятельности заменяется вполне понятными, хотя и серьезными экономическими требованиями. Кроме того, экономическое министерство выступает против льгот на ввоз товаров физическими лицами.

В том, что и Минэкономразвития, и Минфином, и ГТК просчитываются все экономические последствия вступления нового Таможенного кодекса в силу, нет ничего необычного. Важно лишь, чтобы подсчетывелись верно. И чтобы результирующая сумма содержала все слагаемые, учитывала не только минусы, но и плюсы.

Например, предъявлять к Таможенному кодексу претензии по поводу отсутствия перечня и ставок таможенных сборов некорректно. Это не предмет таможенного законодательства. Это сфера действия Налогового кодекса или закона о госпошлине. И такая практика соответствует общемировой.

"Требования Генерального соглашения по тарифам и торговле заключаются в том, что размеры таможенных сборов должны быть приблизительно равны стоимости оказанных услуг, - поясняет начальник правового управления ГТК Галина Баландина. - Если мы вступаем в ВТО, то и нам надо переходить на цивилизованную форму их определения. В течение 2004 г. соответствующее решение - в форме ли поправок к Таможенному кодексу, в виде ли особой главы Налогового кодекса или вообще отдельного закона - будет принято. Однако на 2004 г. будет сохранено действующее положение, для этого достаточно закона о бюджете".

На сегодняшний день внешнеторговый товарообмен России составляет более 50% ВВП. Его рост хотя бы на 1% в годовом исчислении увеличивает доходы бюджета на 0,2% ВВП. В ценах 2004 г. это 25-30 млрд руб. В том, что упрощение таможенных процедур приведет к активизации экспортно-импортной деятельности, не сомневается ни один эксперт. Даже из Минэкономразвития. По самым оптимистическим прогнозам, новый Таможенный кодекс позволит увеличить объемы экспорта и импорта на 3-5%. Дополнительные доходы бюджета подсчитать нетрудно.

Столь же интересным при ближайшем рассмотрении оказывается и другой "технический вопрос" - о таможенных брокерах и иных посредниках. В экономическом ведомстве полагают, что включение их в реестр является скрытым лицензированием и приведет к монополизации сферы околотаможенных услуг. И министерство, ратующее за сокращение лицензируемых видов деятельности и дерегулирование экономики, предлагает существующую систему выдачи лицензий сохранить!

На деле же лицензирование деятельности околотаможенных посредников привело к тому, что появились фирмы, работающие "за печатью клиента". Реально они действуют от имени импортера или экспортера, но в декларации о себе не заявляют. То есть у них нет ответственности, рисков, затрат, связанных с созданием фирмы. Легальные таможенные брокеры, заметим, идут на значительные расходы ради получения лицензии. При этом они несут серьезную юридическую ответственность и за уплату таможенных платежей, и за свои действия при совершении таможенных операций.

Новые правила помещают всех посредников в единое правовое поле. Страховой депозит - реальный экономический механизм, гарантирующий платежеспособность посредника на случай наступления его возможной ответственности перед клиентом или таможней. При этом Таможенный кодекс не предъявляет запредельных требований: не обязательно изымать, допустим, 50 млн руб. из оборота и класть их на депозит. Возможны варианты - банковская гарантия, залог имущества, поручительство. С тем, что это вполне приемлемо, соглашаются и сами участники околотаможенной деятельности.

"Нормальный таможенный брокер обслуживает кучу фирм, - говорит сотрудник одной из компаний, работающих в Москве. - Для него 50 млн руб. - не проблема абсолютно. Сейчас преодоление разных "сложностей" с прохождением крупной партии товара может стоить дороже. Введение новой практики регистрации для самих таможенных брокеров ничего по сути не изменит".

В то же время для участников внешнеэкономической деятельности несомненным достоинством является то, что новый Таможенный кодекс - документ прямого действия. В отличие от старого. Ведь в развитие одобренного 10 лет назад закона было принято более 3,5 тыс. подзаконных актов. В результате получилась крайне сложная система.

"Сейчас Таможенный кодекс минимально прямого действия, - подчеркивает Наталья Бочкова, менеджер по таможенной деятельности в странах СНГ и Прибалтики компании DHL. - Большинство его положений применяются через ряд подзаконных актов, писем, разъяснений и т. д. Это приводит к разной трактовке на местах и затрудняет понимание участниками ВЭД определенных норм и правил, усложняет понимание самими таможенными органами того или иного положения".

Примеров того, как по-разному могут трактоваться нормы старого Таможенного кодекса, любой участник внешнеэкономической деятельности может привести множество. В результате же страдает торговый оборот. Срываются сроки поставок, задерживаются товары, теряются деньги.

"Ныне действующий Таможенный кодекс создает проблемы не столько объективного, сколько субъективного свойства, - считает Нариман Кутлубаев, менеджер таможенной практики PricewaterhouseCoopers. - Например, в соответствии с ним таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов, где находятся получатели товаров. Вроде все нормально. Но постепенно таможенники стали понимать слово "нахождение" получателя как место его государственной регистрации в качестве юридического лица. И теперь московской компании, для того чтобы оформить товар в Санкт-Петербурге, нужно получать специальные разрешения у начальника одной из московских таможен. Добиться этого оперативно - что-то из области фантастики".

Новый Таможенный кодекс подобных неоднозначностей не допускает. На пути от его первого чтения в Госдуме ко второму исчезли обороты типа "по усмотрению таможенного органа", "при наличии иных оснований". В итоге появился документ максимально прямого действия, соответствующий общепринятым нормам и открывающий новые возможности не только перед участниками внешнеэкономической деятельности, но и перед всей страной.

Прежде всего, меняется подход к таможне. Таможенные органы - это уже не столько главные наполнители казны (что, заметим, противоестественно с точки зрения мировой практики), не столько барьеры на границе, сколько мосты между странами, помощники экспортерам и импортерам. Так, новый кодекс предусматривает обязанность таможенных органов консультировать участников внешнеэкономической деятельности. Причем таможенники обязаны давать разъяснения бесплатно, в срок не более месяца с момента запроса.

И это не все. К добросовестным экспортерам и импортерам новый Таможенный кодекс позволит применять принцип "зеленого коридора". Те, кто не нарушает таможенное законодательство и занимается внешней торговлей не менее трех лет, могут рассчитывать на существенные послабления. Например, они получат право подавать "периодические" декларации. Если фирма регулярно ввозит одни и те же товары, ей достаточно подать одну декларацию на их ввоз за определенный срок.

"Есть определенные законодательные нормы, заложенные в новом кодексе, которые позволяют оформлять наши грузы в упрощенном, приоритетном порядке, - отмечает Наталья Бочкова. - Мы рассчитываем с 1 января 2004 г. начать применять различные упрощенные схемы и положения".

"Для нас очень важно, что в соответствии с новым Таможенным кодексом можно делать предварительное декларирование, - добавляет Ирина Бородина, менеджер по логистике NCR. - Это, безусловно, ускоряет процесс таможенной очистки. Когда груз уже приезжает на место, не нужно терять время. А если есть какие-либо вопросы, их можно решить, пока груз движется к Москве".

Словом, те, кто связан с экспортно-импортными операциями, новым кодексом довольны. Их смущает лишь неопределенность вокруг документа. Вроде бы о задержке его вступления в силу речь уже не идет, но сохраняется возможность "технических" поправок, способных ухудшить таможенный режим. Ведь именно против разного рода льгот выступает Минэкономразвития.

"Мы пока не делали оценок, во что может обойтись доработка нового Таможенного кодекса, - признается Ирина Бородина. - Но в любом случае можно чисто арифметически подсчитать: если машина стоит на таможне 4 или 5 дней, то мы вынуждены платить и за простой машины, и за хранение товара. Если же мы будем точно знать, что у нас все будет идти без задержек и без проблем (а это и обещает Таможенный кодекс), то мы сможем планировать и срок доставки, и наши отношения с клиентами. Это также позволит сократить наши расходы на содержание складов, поскольку сейчас мы вынуждены подстраховываться и держать некоторое количество товара на складе, чтобы в любом случае можно было клиенту предоставить его без задержек".

Есть у проблемы и макроэкономический аспект. Суета вокруг Таможенного кодекса негативно воспринимается и ВТО, и основными торговыми партнерами России. Процесс присоединения к Всемирной торговой организации может застопориться. Меж тем, по расчетам РСПП, членство в ВТО позволит нашей стране увеличить темпы экономического роста как минимум на один процентный пункт в год. Словом, в задаче удвоения ВВП новому Таможенному кодексу принадлежит далеко не последняя роль.

RBC daily