Минфин РФ отдает приоритет решению проблем с возмещением НДС, а не снижению ставок.

 

Минфин РФ отдает приоритет решению проблем с возмещением НДС, а не снижению ставок

В настоящее время основная ставка НДС составляет 18%. Наряду с ней действует льготная ставка этого налога в размере 10% по некоторым видам продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и печатных изданий.

Минфин с участием Минэкономразвития рассмотрел три варианта снижения ставки НДС с 2006 года

Первый вариант предусматривает установление единой ставки этого налога на уровне 15% с отменой льготной ставки в размере 10%, что приведет к выпадению доходов федерального бюджета в объеме 172 млрд. рублей (по оценке Минэкономразвития - 126,3 млрд. рублей). При этом возможен переходный вариант - снижение с 2006 года основной ставки НДС до 16% с увеличением действующей льготной ставки до 12,5%, а с 2007 года - переход на единую ставку 15%. В этом случае дополнительные потери федерального бюджета в 2006 году, по оценке Минфина, составят около 118 млрд. рублей (по оценке Минэкономразвития - 104,7 млрд. рублей).

Положительным следствием реализации этих вариантов станет создание равных условий для налогоплательщиков, облегчение администрирования этого налога, усложнение возможностей для уклонения от уплаты НДС по основной ставке путем неправомерного применения пониженной ставки. Однако для товаров, облагаемых сейчас по льготной ставке, увеличение НДС с 10% до 15% будет иметь следствием повышение их цен как минимум на 5% и более, говорится в материалах.

Второй вариант предусматривает снижение основной ставки НДС до 16% с сохранением льготной ставки в размере 10%. В этом случае дополнительные потери федерального бюджета в 2006 году, по оценке Минфина, могут составить около 148 млрд. рублей (по оценке Минэкономразвития России - 135,5 млрд. рублей).

Третий вариант представляет собой разработку аппарата правительства РФ и предполагает снижение основной ставки НДС до 13% с одновременной отменой льготной ставки. Эта мера, считают в Минфине, приведет к потерям бюджета в 2006 году на уровне 362 млрд. рублей (по оценке Минэкономразвития - 292,6 млрд. рублей).

По оценке Минэкономразвития, в первых двух вариантах снижение НДС обеспечит дополнительный рост ВВП на уровне 0,2 процентного пункта в год в течение трех лет (0,62% за три года). По третьему варианту этот показатель оценивается в 0,3-0,4 процентного пункта ВВП в год в течение трех лет (1,13% за три года). Однако комплексный эффект от снижения ставки НДС окажется ниже вследствие роста импорта как следствия снижения уровня его налогообложения. Причем в условиях укрепления рубля отрицательное влияние этой меры на отечественных производителей аналогичных товаров еще более усилится, говорится в докладе.

В нем также отмечается, что хотя суммарно снижение НДС до 13% и окажет более заметное влияние на экономический рост, однако выпадение бюджетных доходов в таком объеме приведет к образованию дефицита бюджета при условии поддержания непроцентных расходов на уровне 13,5%. Поэтому для поддержания бездефицитного бюджета при резком снижении доходов необходимо будет отказаться от опережающего повышения зарплат бюджетникам и инвестиционно-инновационных расходов бюджета.

Минфин РФ проанализировал также возможные последствия использования средств стабилизационного фонда на замещение выпадающих доходов при снижении НДС до 13%. Это решение может привести к увеличению реального эффективного курса рубля на 1,5-2 процентных пункта. При этом объемов доходов, зачисляемых в стабфонд, в среднесрочной перспективе может оказаться недостаточно для компенсации снижения ставки НДС до 13%, что в условиях предполагаемого направления части средств стабфонда на замещение внешних заимствований может привести к ежегодному дефициту федерального бюджета в 2006-2008 годах в размере более 2% ВВП. Кроме того, по оценке Минэкономразвития, решение о снижении ставки НДС до 13% обусловит дополнительный инфляционный эффект в размере от 0,3% до 0,5% добавочной инфляции в год.

Минфин предлагает альтернативу снижению ставки НДС

В докладе Минфина говорится, что НДС является нейтральным налогом по отношению к налогоплательщику, поскольку источником его уплаты является конечный потребитель. Однако в действующем режиме применения НДС имеются барьеры, нарушающие его нейтральность и приводящие к временному необоснованному изъятию средств из оборота организаций. "Поэтому, по нашему мнению, возможной альтернативой предложения о снижении ставки НДС могло быть принятие решений, касающихся устранения таких барьеров", - говорится в докладе.

В докладе подчеркивается, что финансовые последствия устранения таких барьеров для налогоплательщиков по своему объему сопоставимы с размером "выигрыша", который мог бы быть ими получен в результате принятия решения о введении единой ставки НДС в размере 15%, или снижении основной ставки до 16% с сохранением льготной ставки.

Таким образом, в качестве альтернативной меры предлагается начиная с 2006 года сократить срок принятия к вычету НДС при осуществлении капитальных вложений для вновь начинаемых с 1 января 2006 года объектов капитального строительства. При этом для недопущения искусственных задержек начала строительства новых объектов в 2005 году предполагается распространить данную норму "задним числом" на объекты, строительство которых началось после 1 марта 2005 года. По оценке Минэкономразвития, недопоступление сумм НДС в 2006 году в результате реализации данной меры в условиях сохранения действующих ставок НДС составит около 155,1 млрд. рублей, что сопоставимо со снижением ставки НДС до 16%. Эта мера "станет действенным средством, стимулирующим увеличение объемов капитальных вложений в экономику страны и поддержание высоких темпов экономического роста".

Кроме того, говорится в докладе, требует решения проблема освобождения от НДС авансовых платежей по экспортным операциям и упрощение порядка возмещения НДС по экспортным операциям. Однако реализация этой меры уже начиная с 2006 года приведет к существенному одномоментному недопоступлению доходов, оцениваемому Минэкономразвития в условиях действующих налоговых ставок в размере 127,4 млрд. рублей и, кроме того, в случае введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по заявленным к возмещению, но не возмещенным до 1 января 2006 года суммам - еще 116 млрд. рублей. Кроме этого, данная мера может быть реализована только после осуществления дополнительных мер, направленных на совершенствование администрирования этого налога. С учетом этого, вопрос может быть решен не ранее 2007 года, говорится в докладе.

Среди других мер, предполагаемых к реализации с 2006 года, - это переход на метод начисления при уплате НДС. Причем в условиях применения этого метода вычет по НДС будет производиться независимо от факта уплаты налога продавцу, то есть после получения соответствующих счетов-фактур от поставщиков. Кроме того, предлагается решить вопрос об учете особенностей применения НДС при реорганизации.

Также в среднесрочной перспективе целесообразно рассмотреть возможность сокращения количества льгот по этому налогу, а также решить вопрос совершенствования применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, исключив таможенную декларацию из перечня документов, на основании которого перевозчикам предоставляется право на применение нулевой ставки.

Минфин РФ намерен улучшить администрирование НДС, но пока не определился, как

В докладе Минфина РФ подчеркивается, что, принимая решения по либерализации применения НДС, необходимо уделить серьезное внимание улучшению администрирования этого налога. Это позволит пресечь случаи уклонения от его уплаты со стороны недобросовестных налогоплательщиков путем необоснованного завышения вычетов или получения денежных средств из федерального бюджета в отношении сумм налога, фактически не уплаченного в бюджет.

В частности, говорится в докладе, широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения или зачета сумм НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам материальных ресурсов, без уплаты последними сумм НДС в бюджет. Для этого используются компании-однодневки, создаваемые исключительно для обеспечения неправомерного получения возмещения из бюджета сумм НДС. В целях борьбы с этим налоговые органы вынуждены осуществлять дополнительные меры налогового контроля, которые приводят к задержке получения возмещения НДС из бюджета, в первую очередь при экспорте, вызывая справедливые нарекания со стороны добросовестных налогоплательщиков, а также создавая условия для коррупции в налоговых органах.

Как следствие, говорится в докладе, рост сумм возмещения НДС опережает увеличение суммы начисленного налога. По данным Минфина РФ, отношение возмещения НДС к сумме начисленного налога в 2004 году составило 84% по сравнению с 82,2% в 2003 году и 78,6% в 2002 году.

При этом, считает Минфин, не носит критического характера и увеличение сумм возмещения НДС при экспорте, в целом соответствуя динамике роста экспортных поставок. В 2001-2004 годах соотношение возмещенного НДС, уплаченного поставщикам производителями экспортной продукции, к объему экспорта, облагаемого по нулевой ставке НДС, сложилось на уровне 10-11% и не имеет тенденции к увеличению. Вместе с тем, это не снимает остроты проблемы неправомерного получения возмещения НДС многими недобросовестными налогоплательщиками, то есть сумм налога, которые реально в бюджет не поступили.

"Поэтому необходима разработка и реализация дополнительных мер, направленных на пресечение такой практики, такие предложения прорабатываются в настоящее время", - говорится в докладе Минфина.

Интерфакс