Самые востребованные специалисты-2003.

 

Самые востребованные специалисты-2003

За последние полгода ситуация на российском рынке труда практически не изменилась. Кадровый ажиотаж, который наблюдался в течение всего прошедшего года, сменился стабильным спросом на специалистов, а дефицит высококвалифицированных кадров по-прежнему остается определяющим фактором устойчивого роста их заработной платы. Журнал "Деньги" представляет новый рейтинг профессий.

У кого рост больше

Стабильная экономическая ситуация в стране и отсутствие громких событий, способных в корне изменить сложившуюся на рынке труда картину, оставили без изменений уровень роста заработной платы: в среднем по итогам 2002 года он вырос на 10-15%. Не исключено, что в текущем году этот показатель будет превышен. Например, по сравнению с сентябрем прошлого года по некоторым позициям (см. рейтинг) повышение оказалось более значительным. Валерий Поляков, гендиректор кадрового агентства "Метрополис": Сейчас оплата труда явно превосходит докризисный уровень. Имеет место ненормальный рост заработных плат -- темп их роста превосходит 4-5-процентный рост экономики.

В большей степени повышение заработной платы коснулось таких популярных позиций, как менеджеры по маркетингу и продажам, маркетологи (большой спрос на специалистов по маркетинговым исследованиям), специалисты по финансам и информационным технологиям.

Быстрое и стабильное развитие производственной сферы приводит к постоянному спросу на управленцев, а изменение уровня оплаты труда таких позиций, как руководитель предприятия или начальник производства, составило соответственно 15% и 16%.

Владислав Седленек, президент компании "Триза Exclusive": К счастью, стагнация российского бизнеса в производственной сфере осталась в далеком прошлом. За последние полгода заметно возрос интерес к профессиональным менеджерам--организаторам бизнеса, колоссальный интерес к управленцам, стратегам, аналитикам. Большим успехом пользуются технологи пищевых производственных предприятий.

С приходом на российский рынок западных компаний (примером могут служить недавно открывшиеся Auchan и Marktkauf) и активным развитием региональных сетей отечественного ритейла все большим спросом пользуются различные специалисты по продажам и развитию бизнеса. Кроме того, повышенный спрос отмечен на специалистов в сфере IT -- опыт работы и знание информационных систем делает их незаменимыми практически в любой сфере бизнеса, а в борьбе за место на рынке именно IT-технологии помогают компаниям оптимизировать бизнес-процессы. Большинство рекрутинговых компаний отмечают явное затоваривание рынка труда такими прежде популярными специальностями, как юристы и бухгалтеры. В итоге их минимальные заработные платы понизились, а компании-работодатели заявили о потребности в более продвинутом персонале -- например, среди юристов больше ценятся профессионалы-международники.

По данным рекрутинговых агентств, из не представленных в рейтинге специалистов особым спросом пользуются: банковские специалисты в клиентских отделах, специалисты в области страхования, технологи на производстве, специалисты в сфере ресторанного бизнеса.

В борьбе за кандидата

Все чаще можно сейчас наблюдать ситуацию, когда компания в борьбе за высококвалифицированного специалиста готова платить ему практически любые деньги. Компании увлечены переманиванием действительно ценных кадров и не скупятся на предложения, подчас не обращая внимания на издержки. Валерий Поляков: Обострившаяся конкуренция вынуждает компании покупать высококлассных специалистов и обещать им высокий уровень оплаты труда, тем самым увеличивая свои производственные издержки и снижая рентабельность, ведь отдача наступит через несколько месяцев. Обеспечить заявленный заведомо высокий уровень не так просто и далеко не всем по силам. И все же при максимальной ставке, например, директора по маркетингу на уровне $8 тыс. компания-перекупщик может предложить на 30-50% больше.

Михаил Богданов, "БЛМ Консорт": Борьба за лучших людей будет все более жесткой и напряженной. Компании понимают, что для того, чтобы занять лидирующую позицию или удержаться на ней, необходимо привлекать самых сильных сотрудников, способных серьезно развивать бизнес. Спрос на них будет расти, компании, в которых эти люди работают в данное время, будут стараться удержать их, перекупать этих людей будет все сложнее.

Не стоит забывать о требованиях к самим кандидатам, а они в последнее время особенно ужесточились. По мнению специалистов компании Kelly Services, компании хотят видеть только кандидатов, строго соответствующих их требованиям: опыт работы именно в определенной сфере бизнеса, специализированное образование, соответствие стилю и культуре компании. Это в основном касается средней и верхней прослойки и практически не затрагивает рядовых сотрудников. Правда, рассказывают, например, что одна крупная фирма объявила о наборе профессиональных уборщиков, имеющих опыт работы с современными пластиковыми поверхностями.

Компенсации

Чем ценнее сотрудник, тем сложнее компании его удержать. И сейчас все более актуальными становятся разнообразные компенсационные пакеты. Если раньше работодатели в качестве дополнительных преимуществ использовали систему бонусов и поощрений, то теперь наряду с предоставлением служебного автомобиля или мобильного телефона сотруднику могут предложить обучение за счет компании. Нередки случаи выплат денежных компенсаций за те же услуги мобильной связи или бензин, иногда независимо от наличия автомобиля. Бывает, что, переманивая ценного специалиста, компания предлагает покупку или льготный кредит на приобретение квартиры или автомобиля, стремясь тем самым привязать сотрудника к фирме.

Константин Володин, руководитель направления компании "РКА-консалтинг": К социальным компенсациям сейчас добавились и дополнительная возможность посещения фитнес-центров, и бесплатный отдых за границей. Отправляя сотрудников отдела в турпоездку, компания убивает двух зайцев: снижает издержки на организацию массового мероприятия и поднимает корпоративный дух. При этом в компании с мощным соцпакетом зарплаты могут быть ниже.

Прогнозы

По прогнозам большинства специалистов рекрутинговых компаний, в целом на рынке труда ожидается довольно благоприятная ситуация. Обострение конкуренции заставляет больше внимания уделять именно человеческим ресурсам. Валерий Поляков: Осознание ценности человеческого капитала ведет к росту управленческой культуры компаний. Это, в свою очередь, приводит не только к увеличению расходов на рекрутинговые услуги, но и расходов на обучение и повышение квалификации собственных сотрудников.

Продолжится миграция специалистов из крупных городов в регионы, в основном это касается производственной сферы. Владислав Седленек, "Триза Exclusive": Зачастую представители крупных региональных компаний видят поддержку своего бизнеса только в москвиче-профессионале. Москвичи при этом могут запрашивать уровень заработной платы в полтора-два раза выше столичного.

Валерий Оськин, координатор компании "Международный Кадровый Альянс": Направление миграции сейчас несколько изменилось: кадры перемещаются вслед за денежным потоком в города, где возрождается экономика. Наиболее востребованными остаются управленцы, а затем уже специалисты и технологи, способные наладить производство на совершенно ином, более высоком техническом уровне, а таких в регионах мало.

Пояснения к рейтингу профессий

Вашему вниманию предлагается модифицированный рейтинг профессий. Теперь руководители и специалисты не соперничают между собой, а составляют две категории, внутри которых и будет подсчитываться итоговый балл. Такое изменение методики расчетов объясняется прежде всего тем, что специалистов всегда требуется больше, чем менеджеров высшего звена. Чтобы распределение было более равномерным, рейтинг представлен в виде двух таблиц.

Таблица 1. 10 самых популярных начальников.
МестоПозицияДиапазон зарплат на 01.09.02 ($)Диапазон зарплат на 01.03.03 ($)Динамика зарплаты (%)Доля в общем объеме спроса на 01.09.02 (%)Доля в общем объеме спроса на 01.03.03 (%)Динамика спроса (%)Итоговый балл
minmaxminmax
1Генеральный директор3500 8000 3000 12000 30,49,511,242,160,9
2Коммерческий директор2000 5500 1500 10000 53,312,110,44,246,8
3Директор по маркетингу1500 7000 1000 80005,99,011,655,646,7
4Финансовый директор3000 6000 1500 10000 27,812,111,616,744,2
5Директор по продажам2000 6000 1000 10000 37,522,118,72,343,0
6Директор по персоналу1300 5000 1300 700031,712,612,016,038,8
7Руководитель предприятия2000 8000 1500 10000 15,04,03,712,536,6
8Директор по рекламе1800 3500 1000 500013,23,54,142,936,0
9Исполнительный директор 1500 5000 1000 4500-15,46,07,958,333,4
10Начальник производства1000 4000 800500016,09,08,716,728,5


Таблица 2. 20 самых популярных специалистов
МестоПозицияДиапазон зарплат на 01.09.02 ($)Диапазон зарплат на 01.03.03 ($)Динамика зарплаты (%)Доля в общем объеме спроса на 01.09.02 (%)Доля в общем объеме спроса на 01.03.03 (%)Динамика спроса (%)Итоговый балл
minmaxminmax
1Менеджер по маркетингу1000 2500 1000 500071,42,24,3140,065,3
2Менеджер по продажам8003000 900530063,222,724,732,961,6
3Финансовый аналитик1500 2500 1700 500067,53,73,516,057,2
4Маркетолог6003000 700400030,63,16,9176,252,9
5Менеджер проекта1500 4000 1500 500018,23,76,3112,052,5
6Руководитель службы IT1500 4500 1500 50008,33,25,4104,549,1
7Менеджер по персоналу8003000 900450042,13,13,642,947,2
8Брэнд-менеджер1000 4000 1000 500020,03,54,141,744,4
9Специалист IT7001600 700300060,92,62,622,242,3
10Главный бухгалтер9004000 500500012,29,88,44,538,5
11Юрист1000 3500 80040006,72,33,268,837,6
12Системный администратор 1000 2000 1000 1750-8,31,63,0127,329,3
13PR-менеджер4002500 50025003,42,23,066,728,5
14Программист5002500 4002500-3,32,03,078,627,3
15Менеджер по рекламе5001500 50015000,01,83,0108,326,5
16Бухгалтер2001150 200175044,47,03,0-47,924,9
17Инженер4002000 400250020,85,33,0-30,624,6
18Логистик8002000 40025003,63,73,00,022,7
19Мерчендайзер3001000 20012007,73,13,019,018,6
20Секретарь-референт2002000 25020002,313,53,0-72,813,6

При составлении рейтингов использованы данные (на 01.03.03), предоставленные рекрутинговыми компаниями "Агентство Контакт", АНКОР, "Империя кадров", "Метрополис", "Триза Exclusive", "РКА-консалтинг", "Юнити", BLM-Consort, Kelly Services, а также собственная информация Ъ. При оценке популярности специальностей к показателям изменения зарплаты и спроса сначала было прибавлено максимальное по модулю значение в выборке, а затем все показатели рейтинга были нормированы: значение, соответствующее каждой специальности, было поделено на максимальное. Итоговый балл = средняя зарплата х 30 + динамика зарплаты х 20 + спрос на профессию х 30 + динамика спроса х 20.

Коммерсантъ-Деньги