Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!

Вам шашечки или ехать? Оптимизируем ресурсы на внедрение управленческого учета

Дмитрий Корнилин

Где-то за городом, очень недорого
Папа купил автомобиль

Трудно представить современного человека, сидящего на одном месте. С утра мы едем на работу, вечером возвращаемся домой. В выходные - отправляемся на дачу. Деловые встречи, часто на другом конце города, магазины. Не говоря уже о вылазках на природу и отпуске на берегу теплого моря. За рулем автомобиля или в общественном транспорте мы проводим существенную часть своей жизни и не представляем себе, как можно отказаться от возможности в любой момент направиться куда угодно.

Трудно представить бизнес, которым не нужно ежедневно управлять. Это только в повести Гоголя галушки сами прыгают в рот. Настоящее дело требует постоянной работы. Ежедневно приходится вникать в самые запутанные ситуации, принимать решения, управлять бизнесом. И как четырехколесный бензиновый друг перевозит нас за десятки и сотни километров, финансы дают инструменты и рычаги такого управления.

Вряд ли каждый может позволить себе постоянно покупать Феррари и Мерседес, не заботиться об обслуживании и регулярном ТО, содержать персонального водителя, механика и юриста. К тому же "пассажиры первого класса прибывают к месту назначения одновременно с  бюджетниками, только заметно дороже". В Москве часто можно видеть, как в новенький сверкающий Бентли еле плетется за старым жигулем. Так что же нужно, чтобы без проблем доехать куда угодно?

Как организовать финансовое управление бизнесом?

1. Выбираем средство передвижения

Вряд ли кто-то попытается привезти на дачу 10 тонн песка или 30 кубометров дров на шестисотом мерседесе. Вряд ли бизнесмен приедет на деловые переговоры за рулем грузовика. Не стоит спорить что лучше - представительский BMW или многотонный МАЗ. Для решения одних задач требуются серьезные ERP и CRM системы. С другими можно разобраться с помощью Excel или 1С. И, если нам нужно принести связку дров к камину, мы возьмем простую садовую тележку, так и многие повседневные управленческие вопросы решаются штатными IT-специалистами или небольшими разработками "под заказ".

Если вы внедряете систему финансового управления, выбор программного продукта - не главное. Основное - адекватно сформулировать задачу, решить методологические, управленческие  и организационные вопросы. И, только четко определив проект, можно выбирать программу. Любой софт, любая система - только инструмент, помогающий эффективно наладить рабочий процесс, учет и управление.

2. Покупаем или берем в кредит?

Сколько стоит хороший современный автомобиль? Сколько стоит внедрение ERP или системы управленческого учета? Никого не удивляют ценники на миллион или несколько миллионов рублей. А верхний предел не ограничен. Есть и машины и системы стоимостью и в миллионы и десятки миллионов долларов.

Но и миллион рублей для многих - значительная сумма, сразу потратив которую невозможно. Однако, и автомобили и проектные решения приобретаются и продаются весьма активно. И заметная часть в кредит.

Вы можете договориться с поставщиком о небольшом первоначальном взносе и оплате в рассрочку в течение 1-2 лет.

Может, проще не оплачивать весь проект сразу? Не выкладывать 1-2 миллиона с самого начала, а после аванса 200-300  платить ежемесячно 70-80 тысяч рублей?

3. Покупка - далеко не все затраты

Никого не удивляет, что затраты не исчерпываются приобретением автомобиля. Предстоит еще оплачивать бензин, регулярное техническое обслуживание, страховку. Не помешает и личный шофер, и свой автомеханик. А сколько стоит гараж или охраняемая парковка? Все это - совсем не бесплатно.

Затраты проекта финансового учета только начинаются с покупки лицензии или разработки под заказ. Заплатив за автомобиль, надо еще, как минимум, приобрести страховку и заправить бак. Запуск ERP-системы - серьезная работа. Требуется формализовать, отладить и настроить бизнес процессы, выверить начальные остатки, разработать и внедрить множество регламентов, обучить персонал. Кто-то должен следить за работоспособностью всей технологии, заводить в систему новых пользователей, прописывать права доступа...

В бюджете проекта управленческого учета стоимость программы составляет обычно не более 15-30%. В больших проектах  часто менее 10%.

4. А может, обойдемся общественным транспортом и такси?

Утром я заехал в автосервис. Потом оформил ОСАГО и Каско на следующий год. Заскочил в магазин - купил новые дворники и зимнюю резину. Не представляю, как бы все это успел сделать без машины...

Может, стоит ездить в метро и только в особых случаях заказывать такси?

Наверное, в некоторых случаях - это, действительно, выход. Так мы избавляемся от необходимости обслуживать сложную программу, платить консультантам, разработчикам, IT-специалистам. Что теряет человек, отказываясь от своего автомобиля? Свободу в любой момент сеть за руль и поехать куда угодно... Что теряет бизнес, отказываясь от финансового учета? Особенно в небольшой компании, когда один управленец может вникнуть во все тонкости и принимать эффективные решения, основываясь на своем опыте и интуиции? В конце концов, можно иногда заказать себе такси, а непонятной ситуации привлечь уважаемых экспертов и консультантов.

Решать, конечно, в каждом случае собственнику и управленцу.

Наверное, в небольшом деле так и следует поступить. Но ваш бизнес должен участвовать в конкурентной борьбе, расти и развиваться. Сложность управления постоянно увеличивается. И быстро постоянная оплата такси становится дороже собственной машины. Цена эффективности управления возрастает и превысит стоимость самого сложного проекта.

 

Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!