Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!

Власть в руках зазнайки

Е.Кудашкина

Екатерина Кудашкина

Чем выше продвигается человек по служебной лестнице, тем чаще его представление о себе самом отличается от мнения о нем окружающих. К такому выводу пришли ученые из McClelland Center for Research and Innovation (исследовательское подразделения консалтинговой компании Hay Group). А примером деятельности зарвавшихся руководителей они считают банкротство таких корпораций, как Enron и WorldCom.

В опубликованном недавно исследовании ученые замеряли уровень развития эмоционального интеллекта (ECI) - показатель, включающий в себя 18 параметров, определяющих не только эффективность самого руководителя, но и успех возглавляемой им компании или команды. Например, уровень самооценки, способность управлять своими эмоциями, степень взаимопонимания с окружающими, понимание задач компании и т. д. В исследовании участвовало более 1214 сотрудников разных организаций и компаний. По полученным данным, если измерять результат по 30-балльной шкале, разница между самооценкой и мнением о человеке окружающих у руководителей достигает 29 баллов. Для сравнения, сотрудникам низшего звена, напротив, свойственно занижать самооценку, но не намного. У них расхождение собственной оценки с мнением окружающих оценивается в среднем в 1 балл.

Проанализировав полученные результаты, ученые расстроились. По их мнению, это явление носит однозначно негативный характер: руководители, страдающие завышенной самооценкой, работают менее эффективно. "Казалось бы, это мелочь, но она имеет далеко-идущие последствия, - сказал автор исследования, консультант и научный сотрудник группы компаний Hay Group Фабио Сала. - У таких руководителей нарушается обратная связь с подчиненными, и им перестают говорить неприятную правду не только о них самих, но и о реальном положении дел внутри компании". В конце концов все это плохо отражается на всем производственном процессе.

С такой оценкой согласны и руководители российских компаний. "По мере карьерного роста у подавляющего числа людей происходит некоторый отрыв от действительности", - констатирует президент холдинговой компании "Горно-металлургическая группа Механобр" Леонид Вайсберг. По его мнению, это всегда непродуктивно.

Ничего хорошего в таком явлении нет, соглашается генеральный директор и совладелец ОАО "Аптечная сеть 36,6" Артем Бектемиров. "Человек с неадекватной самооценкой фактически начинает жить виртуальной жизнью. Ему начинает казаться, что его интеллектуальные и административные возможности беспредельны. Для менеджера, который, на мой взгляд, всегда должен находиться в состоянии боевого задора, это абсолютно деструктивная позиция", - говорит он.

Впрочем, у этого печального явления один плюс все же проглядывается. Лидер с завышенной самооценкой порой отличается здоровой амбициозностью и уверенностью в себе. Однако минусов все же больше.

Причины формирования завышенной самооценки в том, что склонность переоценивать себя вообще людям свойственна. "Это эффект власти. Когда человек управляет другими, это неизбежно завышает его самооценку", - считает Леонид Новосельский, генеральный директор группы компаний "Градиант".

С другой стороны, в России это объясняется еще и молодостью бизнеса. Сейчас работает первое поколение российских менеджеров. Люди быстро делают карьеру, играя фактически на пустом поле, в условиях довольно низкой конкуренции. Поэтому многие занимают высокие позиции не в силу своей компетентности, а в силу слабой конкуренции на рынке труда.

Однако основную причину специалисты склонны видеть в нарушении обратной связи. "Чем ниже находится человек на иерархической лестнице, тем больше у него возможностей получать обратную связь как от своих коллег, так и от руководства и подчиненных, - рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании PATHWAYS Олег Трояновский. - По мере продвижения вверх такой возможности становится у него все меньше и меньше. Человек, который занимает самую высокую позицию, обратной связи вообще лишен де-факто".

Все опрошенные эксперты признают, что с завышенной самооценкой надо бороться. Предлагаемый ими перечень мер разнообразен.

Надо признать, что это проблема и что она поддается коррекции. "Это не такая проблема, которую нельзя вылечить, - говорит Бектемиров. - В данном случае процесс, стимулирующий личную эффективность, должен брать в свои руки вышестоящий менеджер".

Надо выстраивать отношения с подчиненными таким образом, чтобы люди перестали бояться говорит правду.

"Руководители компаний могут бороться с этим, развивая систему аттестаций", - считает Леонид Новосельский. При этом наиболее эффективный способ, по его мнению, состоит в следующем: сделать так, чтобы люди выросли до своей, на данном этапе завышенной самооценки. Но это, по мнению Новосельского, уже "высший пилотаж".

Надо развивать систему внутренней конкуренции и возможностей для любого человека выражать себя. Если менеджеры будут постоянно ощущать здоровую конструктивную конкуренцию, это может стать средством приземления вознесшихся.

Еще одним способом вразумить вознесшегося, не причиняя ему душевной травмы, могут стать деловые совещания, на которых без лишних эмоций обсуждается реальное состояние дел, что сделано и что упущено.

Орубликовано в газете "Ведомости".

Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!