Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!

Чему и как учиться российскому бизнесмену?

А.Колесников

Алексей Колесников, партнер группы компаний "Топ-Менеджмент Консалт"

Еще несколько лет назад такой проблемы не было: молодая энергия предпринимателя плюс некоторые организаторские навыки, плюс немного удачи - и бизнес начинал развиваться! Но сегодняшний российский рынок стал уже совсем другим. Быстро растущий бизнес в условиях остроконкурентной среды требует совсем иного подхода. Владелец уже не успевает одновременно быть стратегом и заниматься оперативным управлением.

Все "вчерашние" знания и навыки владельца и руководителя, казавшиеся такими передовыми и эффективными, сегодня уже не удовлетворяют. Приходит понимание, что и руководителю придется "садиться за парту"...

При этом, похоже, ясен ответ лишь на один вопрос: "зачем"? На все остальные - "когда, где, как и чему учиться" - общих ответов не существует, каждому приходится найти их самому.

Один из самых популярных вариантов учебы бизнесмена - курсы МВА. На первый взгляд - это идеальное решение проблемы: за пару лет руководителю дадут практические знания во всех сферах, которые он должен знать, чтобы хорошо управлять своим бизнесом. Но даже временно бросать бизнес ради учебы почти никто не согласится. А попытка совмещать бизнес с учебой по системе МВА - равносильно подвигу! Мне приходилось наблюдать жизнь таких "героев", но цена подобного подвига - слишком высока. Очень сложно "сидеть на двух стульях"...

Есть и другой вариант учебы руководителей - краткосрочные одно-двухдневные курсы, которые в немыслимом количестве предлагаются сейчас различными обучающими структурами. Но если даже брать лучшие варианты курсов, которые, например, организуют солидные консалтинговые компании, то и они... лишь создают новые проблемы!

И действительно, руководитель компании, якобы оторвавшись на учебу на 1-2 дня, на самом деле душой и помыслами остается со своим бизнесом, что легко заметить по его отсутствующему взгляду и постоянно звонящему мобильному телефону. При этом, кстати, он недополучает то, что кажется неважным и "невесомым" в учебном процессе - неформальное общение с коллегами, которое на самом деле обладает огромной практической ценностью, но на коротких курсах невозможно...

Помаявшись таким образом, руководитель принимает "мудрое решение" - сам учебу бросает, но отправляет на нее своих коллег, в первую очередь, функциональных специалистов.

Что происходит дальше - известно! Для хорошо подготовленных профессионалов такой "недообученный" руководитель - несмотря на его искреннее желание развивать бизнес - нередко становится "тормозом". Он невольно будет сопротивляться инновациям, о которых впервые услышит лишь от своих подчиненных.

Все эти обстоятельства побуждают к созданию принципиально иного подхода к обучению владельцев и руководителей компаний. Более продуктивным подходом представляется обучение в виде рациональной системы, в основу которой положены несколько фундаментальных идей, учитывающие российские реалии.

Кого учить?

Учить нужно не отдельные категории специалистов компании, а буквально всех, причем начинать надо с высшего звена - владельцев компании, инвесторов, топ-менеджмента. Хорошо разобравшись в "механизмах" сегодняшнего бизнеса, они с неизбежностью побудят к развитию и своих подчиненных - средний менеджмент и функциональных специалистов.

Чему учить?

Целесообразно учить тем основополагающим знаниям и навыкам, которые определяются бизнесом именно сегодняшнего дня и его перспективой на ближайшие годы. Судя по оценкам российских и западных экспертов, таким направлениями сейчас являются "Управление стоимостью компании", "Стратегическое управление бизнесом", "Ключевые управленческие навыки руководителя". Стоимостное и стратегическое мышление должно стать привычным инструментом любого менеджера в компании, которая благодаря этому становится единой командой, способной к преодолению любых внутренних противоречий и саморазвитию.

Как учить?

Владелец или генеральный директор крупной компании, сидящий за партой и тщательно конспектирующий лекцию - это не просто удручающая картина. На такую "учебу" никакой руководитель и не пойдет. Единственный путь - это совместное осмысление успешного практического российского и западного опыта. Естественно, для такого общения с аудиторией должны привлекаться не только традиционные преподаватели, но, в первую очередь, успешные бизнесмены-практики.

Естественно, за день-два невозможно получить основательные ответы на практические вопросы, поэтому для определения оптимальных форм занятий целесообразно обратиться к опыту ведущих бизнес-школ мира. Вместо отдельных семинаров они предлагают программы продолжительностью от 1 до 3-4 недель, позволяющие оторваться руководителю от ежедневной рутины и обратиться к стратегическим проблемам. За эти недели возникает более глубокое общение с коллегами в группе, и тогда уже не только опыт преподавателя, но и весь коллективный опыт и совместное творчество становятся креативным источником для каждого участника.

Когда учить?

Такая программа, охватывающая владельцев и менеджмент компании и предлагающая "недельную" форму обучения, не может быть "лоскутной" и кратковременной. Она должна выстраиваться, как минимум, на год, обеспечивая планомерность и высокое качество занятий за счет привлечения настоящих мастеров бизнеса, на практике добившихся реального успеха в делах и умеющих эффективно предавать свой опыт.

Где учить?

Обычный "учебный" класс мало подходит для описанных целей. Оторваться от привычных операционных проблем, отключить мобильные телефоны и погрузиться в постижение сложнейших проблем современного бизнеса можно лишь одним путем - уехать на несколько недель туда, где тишина, комфорт, и вечное спокойствие природы позволяют отвлечься от ежедневной суеты и прикоснуться к главному!

Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!