Бизнес-моделирование

С.Ковалев

Сергей Ковалев
ООО "Бизнес-инжиниринговые технологии"

Применение технологий бизнес-моделирования
повышает эффективность совершенствования деятельности организации.

В обиход многих российских компаний прочно входят такие понятия как моделирование структуры и бизнес-процессов, бизнес-инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов. Растет интерес и к общей концепции бизнес-моделирования.

С точки зрения современных воззрений, бизнес - моделирование представляет собой разработку модели1 деятельности организации с целью решения определенных задач, стоящих перед ее менеджерами.

Одной из основных целей бизнес-моделирования является решение насущной для российских компаний задачи анализа и совершенствования организации деятельности. Не секрет, что производительность труда в России, определяемая как валовый внутренний продукт на одного занятого в несколько раз меньше производительности труда в развитых странах. Другими словами, ту же самую работу, которую в российских компаниях выполняют несколько человек, в развитых выполняет один.

Данная ситуация, в числе прочего, в существенной мере определяется и низким уровнем применяемых российскими компаниями производственных, и управленческих технологий, включая низкий уровень организации труда.

По оценкам специалистов внедрение российскими компаниями современных технологий организации и управления бизнесом сможет повысить их производительность труда от двух и выше раз.

Основные бизнес-модели организации деятельности

Для проведения анализа и совершенствования деятельности компании необходимо построить и начинать использовать ее бизнес-модель.

Так, например, модель организационно-функциональной структуры (См. Схему 1), состоящая в свою очередь из модели организационной структуры, функциональной модели и модели распределения ответственности, позволяет провести анализ достаточности и необходимости функций, структурных звеньев, анализ распределения ответственности, выявить дублирование и "провисание" функций.

Организационно-функциональная модель компании моделирует деятельность компании с определенной степенью точности. Так например, она не показывает взаимосвязи между функциями выполняемыми в компании, а также материальные и информационные потоки. Если возникает необходимость провести более глубокий анализ деятельности организации, то целесообразно разработать модель бизнес-процессов, которая является своего рода расширением организационно-функциональной модели (См. Схему 1).

Функциональная модель

Функция = "свертка" бизнес - процессов


Схема 1. Модель бизнес-процесса как расширение организационно-функциональной модели

На Схеме 2 изображен пример модели бизнес-процесса верхнего уровня, выполненной в стандарте SADT/IDEF0.


Схема 2. Пример модели бизнес-процесса

Данная модель бизнес-процесса, в отличие от организационно-функциональной модели, показывает взаимосвязи между функциями, последовательность их выполнения, а также материальные и информационные потоки, имеющие место при функционировании организации, что в свою очередь делает возможным проведение более глубокого анализа и позволяет выявить узкие и неоптимальные участки бизнес-процесса, включая разрывы в материальных потоках и информации.

Помимо организационно-функциональной и бизнес-процессной модели при моделировании бизнеса применяют и другие модели:

  • Модели стратегического анализа
  • Модели стратегии
  • Модели финансовой структуры
  • Бюджетные модели
  • Информационные модели

Понимается, что модели являются взаимосвязанными, и изменения производимые в одной из них порождают соответствующие изменения в остальных.

В принципе моделирование бизнеса можно начинать с разработки любой из перечисленных бизнес-моделей, однако их анализ и проектирование производится в определенной последовательности (См. Схему 3).


Схема 3. Порядок анализа и проектирования моделей

1 Модель (М) является моделью системы S если М может быть использована для получения ответов на любые вопросы относительно S с точностью А.