Посоветуйся с машиной

А.Острогорский

Александр Острогорский
"Ведомости" 17.05.2007, №88 (1862)

Компании, которые уже освоили автоматизацию документооборота и управления бизнес-процессами, на этом не останавливаются. Они привлекают в помощь менеджерам системы, которые помогают принимать стратегические решения, - инструменты на основе имитационного моделирования. Пока таких компаний единицы - очень немногие готовы к глубокому анализу бизнеса, да еще и с помощью машины.

В компании JFC, одном из трех крупнейших импортеров фруктов в России, работают не только люди, но и «бананомашина». В нее раз в неделю вносят данные о погоде и ожидаемом урожае в Эквадоре, объемах экспорта, логистике, сезонных особенностях потребления бананов российским покупателем, информацию о ежедневных продажах и ценах. В ответ «бананомашина» выдает прогноз по ценам и объемам продаж на четыре недели вперед, который оправдывается на 92-94%. На разработку этого инструмента ушел год совместных трудов с компанией «CEO Консалтинг». В работу были вовлечены как сотрудники отделов продаж и закупок в России, так и их эквадорские коллеги - от них поступала информация о механизмах производства и экспорта бананов.

Плюс автоматизация

Осваивать IT российские компании начинали с автоматизации учета и производственного планирования. -Эти задачи решались системами класса ERP, - рассказывает ведущий консультант департамента управленческих технологий и проектирования учетных систем аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" Олег Кочковой. - Затем появились системы, рассчитанные на решение задач финансового планирования, анализа и прогнозирования?. «Решения на базе имитационного моделирования на уровень выше систем ERP, CRM, WMS и т. п., - говорит директор по развитию компании XJ Technologies Тимофей Попков. - Последние автоматизируют рутинные операции, а имитационное моделирование нужно для анализа и прогнозирования при принятии стратегических решений».

Имитационное моделирование позволяет описать сложные нелинейные взаимодействия в бизнесе. "С его помощью, - говорит генеральный директор компании "Прогноз" Дмитрий Андрианов, - можно оценить последствия реализации различных сценариев, смоделировать поведение экономических субъектов в ситуации кризиса". Такие инструменты применяют не только для расчета финансово-экономических показателей, но и для выявления неявных закономерностей в процессах, соглашается Кочковой.

До широкого распространения инструментов имитационного моделирования нам пока далеко. «Не так много компаний знают, как и чем они могут помочь», - отмечает Попков. Более распространены системы анализа инвестиционных решений, основанные на Exel или системе Project Expert. «Такие инструменты используются многими банками, - рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании ITeam Александр Кочнев. - Исходными данными для них служат определенные параметры внешней среды - спрос, курсы валют, инфляция». В этой отрасли внешний мир представлен ограниченным числом параметров, которые программа анализирует, а в ответ выдает динамику финансовых потоков, рассчитывает показатели отдачи инвестиций.

Но в некоторых случаях имитационное моделирование оказывается почти единственным средством эффективно спроектировать бизнес и управлять им. -В логистике решения по транспортировке, хранению, продажам лучше всего оптимизируются именно путем имитационных моделей, - говорит старший научный сотрудник Института США и Канады и организатор конференций «Имитационное моделирование в оперативном и стратегическом управлении бизнесом» Алексей Горбунов.

Нелинейные пути

Именно поэтому к имитационному моделированию обратились в транспортно-экспедиторской компании «Евросиб-ТБ». Там приступают к разработке сети терминально-логистических комплексов, на создание которой уйдет несколько лет, а объем инвестиций составит, по словам руководителя департамента технологических процессов Василия Петрова, миллионы долларов. Перед тем как принять окончательные решения о том, как будет работать будущая сеть, компания создает ее имитационную модель. -Первая часть проекта уже выполнена, - рассказывает Петров. - В ней моделируются только физические параметры: время доставки и обработки груза, количество перевезенных контейнеров и т. п.?. Теперь «Евросиб-ТБ» совместно с XJ Technologies разрабатывает детализированную версию модели. «С ее помощью можно будет проводить экономический анализ возможных альтернатив размещения терминалов, распределения мощностей и ресурсов, а также отработки методов управления перемещением и обработкой грузов на уровне сети в целом», - говорит Петров.

В компании надеются, что модель поможет получать ответы на самые разные вопросы: от выбора оптимального пути доставки грузов до анализа последствий применения различных механизмов ценообразования. Но и от простеньких расчетных и аналитических инструментов никто в «Евросиб-ТБ» отказываться не собирается. «Есть задачи разного уровня, - поясняет Петров. - С помощью электронных таблиц можно анализировать простые финансово-экономические модели, а имитационное моделирование позволяет получить модели, которые будут учитывать специфику реального поведения объектов, а ее невозможно описать линейными зависимостями».

Поговори с ней

Но даже имитационные модели не предскажут всего и наверняка. «Любая модель упрощает действительность, - говорит Кочковой. - К тому же руководитель всегда владеет информацией, которая недоступна аналитику, проводящему моделирование, а также опытом и чутьем, которые играют важную роль при принятии решений».

Впрочем, опыт управления бизнесом может сыграть и негативную роль при разработке модели. «Исходные данные для модели дают люди, а они опираются на личное понимание бизнеса, которое не всегда отвечает действительности», - говорит директор компании «Стратегика» Игорь Скачков. «Надо, чтобы у людей было не интуитивное понимание бизнеса, а формализованное знание о нем, о конкурентной среде, о том, что влияет на колебания спроса и предложения, - считает Кочнев. - Это знание и надо преобразовать в модель».

Качественная модель может помочь компании структурировать знания о собственном бизнесе, замечает Скачков. Благодаря «бананомашине» в компании JFC увидели, как меняется рынок, рассказывает коммерческий директор компании Андрей Афанасьев. «Рынок стал менее чувствительным, например, к праздникам - мы это увидели, проанализировав данные за прошлые годы, - говорит Афанасьев. - Если бы не этот анализ, мы принимали бы неправильные решения, готовились бы к всплескам на рынке». Конечно, замечает Афанасьев, в JFC и так в какой-то момент поняли бы, что ситуация изменилась, но благодаря «бананомашине» это удалось сделать быстрее.

В любом случае полностью уповать на помощь модели нельзя. -Модель - это собеседник, а не оракул, - отмечает генеральный директор компании "CEO Консалтинг" Михаил Копылов. - Ее решения базируются на фундаментальных законах, но рынок есть рынок?.