Даже "Мерседесы" нельзя продавать без системы автоматизации

Е.Шашенкова

"Он подкатил ко мне
На белом мерседесе:"
Ольга Бобрыкина

Елена Шашенкова,
Intelligent Enterprise, - 22, 2002г.

История развития бизнеса немецкого автогиганта в России началась еще в позапрошлом веке: первый автомобиль Mercedes-Benz появился в нашей стране в 1894 году. Это была двухместная машина мощностью 1,5 л. с. А в 1910 году в Москве открылся первый салон по продаже автомобилей фирмы "Даймлер Моторен Гезельшафт". События Октябрьской революции не испугали немецких автомобилестроителей, и уже в 1923 году в Москве было открыто представительство компании "Даймлер - Моторен - Гезельшафт АГ". Так что звезда с тремя хромированными лучами уже более ста лет сияет на российском автомобильном небосклоне.

Второй мощный импульс деятельность концерна в России получила во времена перестройки - с тех самых пор автомобиль Mercedes-Benz остается самым популярным у представителей отечественной политической и бизнес-элиты, причем число пользователей этих замечательных машин постоянно увеличивается.

В 1993 году начала свою деятельность компания "АЗР Автомобиль - звезда Руси", официальный дилер Mercedes-Benz. Это единственная в России дилерская автомобильная компания со 100%-ным иностранным капиталом. В настоящий момент группа компаний АЗР имеет разветвленную структуру - крупное многопрофильное предприятие в Москве, предприятие в подмосковной Балашихе, которое специализируется на ремонте грузовых, специальных автомобилей и автобусов, предприятие в Ярославле. Помимо продажи автомобилей марки Mercedes-Benz в сферу деятельности компании входит послепродажное обслуживание автомобилей, тюнинг, реализация запасных частей и аксессуаров.

По словам председателя правления ЗАО "АЗР Автомобиль - звезда Руси" Юргена Гэртнера, в настоящее время деятельность компании ничем не отличается от аналогичной деятельности компаний на западном рынке.

До внедрения системы

Профиль клиента
Компания:
ЗАО "АЗР Автомобиль - звезда Руси"
Местонахождение: Москва
Руководитель: Юрген Гэртнер, председатель правления
Задача: Комплексная автоматизация управления, включая поддержку конфигурирования, поставок и сервисного обслуживания автомобилей

В начале деятельности в компании "АЗР Автомобиль - звезда Руси" было принято решение использовать существующую российскую систему автоматизации центров технического обслуживания автомобилей. Она включала модули, обслуживающие склад и магазин запасных частей, а также ремонтную зону. После ряда доработок система была установлена. Помимо нее использовался программный комплекс Abacus, который позволял вести бухгалтерский учет и формировать обязательную отчетность.

Но все это ПО не представляло собой единого целого, возникали определенные трудности при обмене информацией между системами. Поскольку единое информационное пространство отсутствовало, данные приходилось сводить в единый отчет вручную. Это, во-первых, требовало больших временных затрат, а во-вторых, приводило к возникновению ошибок. Первичный документ не мог пройти все стадии обработки без многократного ввода в различные программы. При таком положении дел нельзя было ждать финансовой оперативности и достаточной гибкости при принятии управленческих решений.

Отсутствие хорошей системы автоматизации, по словам г-на Гэртнера, ведет к замедлению процесса своевременного реагирования на меняющуюся ситуацию. Для современного предприятия очень важно иметь быстрый доступ к информации и сквозную автоматизацию всех бизнес-процессов.

Задача

В 1998 году было принято решение о проведении тендера с тем, чтобы выбрать и затем внедрить автоматизированную систему управления предприятием. На заключительном этапе тендера осталось только два кандидата - SAP R/3 и IFS Applications. По оценке руководства "АЗР Автомобиль - звезда Руси", продукт IFS Applications оказался ":наиболее пригодным для решения стоящих перед предприятием задач вследствие его высоких адаптивных возможностей".

Услуги по внедрению IFS предлагала российская компания ФОРС, а точнее, отдел промышленных и финансовых систем, преобразованный в конце 2001 года в компанию "Корпоративные финансовые системы" (КФС). После диалога, который длился почти полтора года, с этой компанией 1 марта 2001 года был подписан договор о внедрении.

По словам начальника отдела вычислительных систем ЗАО "АЗР Автомобиль - звезда Руси" Алексея Втулкина, результатом проекта должна была стать система, интегрирующая в едином информационном пространстве деятельность всех подразделений типового дилерского центра Mercedes-Benz. "Каждый концерн, в том числе и DaimlerChrysler, имеет многочисленные внутренние стандарты и регламенты, порой настолько уникальные, что попытка построения систем управления в сервис-центрах на основе распространенных ERP-пакетов наталкивается на большие трудности. Мы ожидаем, что открытость и адаптируемость IFS Applications позволят преодолеть их", - пояснил г-н Втулкин. Алексей Втулкин руководит проектом со стороны заказчика.

Решение

Профиль партнера

Компания: КФС (до 2001: ФОРС)
Местонахождение: Москва
Руководитель: Леонид Викторов, генеральный директор
Решение: Внедрение ERP-системы IFS Applications

Окончание внедрения было запланировано на январь 2002 года, однако на самом деле оно продолжалось несколько дольше. "Это процесс непростой, потому что, внедряя автоматизированную систему управления предприятием, фактически мы строили новое предприятие", - прокомментировал ситуацию Юрген Гэртнер.

На первом этапе внедрения был проведен экспресс-анализ организации заказчика, далее анализировались бизнес-процессы уровня управления, а затем эти бизнес-процессы были детализированы до уровня задач сотрудников подразделений. Заказчик предпочитал не форсировать сроки внедрения, но провести обследование качественно, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. За это время был определен объем работ, описана функциональность и спецификация каждого внедряемого модуля. В этом процессе участвовали как представители компании ФОРС, так и руководители каждого из подразделений заказчика, которые формировали список изменений, отмечая то, что нужно сделать в первую очередь. На этом этапе определили, какую часть работ можно сделать собственными силами.

Первым в начале 2002 года было внедрено решение IFS Финансы. Небольшие его доработки проводились уже в процессе промышленной эксплуатации. В результате этого внедрения заказчик получил первый опыт эксплуатации систем класса ERP и основу для подключения оставшихся модулей.

Затем последовал набор решений, автоматизирующих работу хозяйственной части компании АЗР. На этом этапе была проверена упрощенная функциональная модель работы модулей IFS/Снабжение и IFS/Управление складом. В ноябре-декабре 2002 года запланирован ввод в опытную эксплуатацию полнофункциональной модели, автоматизирующей весь производственный цикл АЗР. Это модули "Ремонт" и "Сбыт", добавленные к вышеупомянутым. "В наших условиях невозможно поэтапное внедрение полной функциональности, поэтому оставшиеся работы будем проводить одновременно", - отметил Алексей Втулкин.

Все модули системы необходимо было адаптировать к требованиям законодательства. В частности, существенной доработки потребовала часть системы по расчету заработной платы, поскольку, во-первых, предусмотренный в IFS Applications модуль не полностью соответствовал российским стандартам, а во-вторых, в процессе внедрения заказчик внес дополнения в процедуру расчета зарплаты. Эту сложную настройку модуля провела компания из Самары - партнер ФОРС.

При внедрении системы была задействована аппаратная платформа, уже существующая в компании АЗР, что было немаловажно для бюджета проекта. "У нас была вполне развитая сеть и достаточное количество компьютеров. Мы приобрели лишь центральный сервер IBM NetFinity 5100 вместо двух машин, на которых было установлено прежнее программное обеспечение", - объяснил Алексей Втулкин.

Договор о технической поддержке компания "АЗР Автомобиль - звезда Руси" заключила с ФОРС одновременно с договором о реализации проекта. Поддержка носит двоякий характер. Во-первых, она касается СУБД Oracle, на которой базируется ERP-система, во-вторых, самой системы IFS Applications. ФОРС берет на себя доработку модулей, в том числе и в случае последующего изменения российского законодательства. Несмотря на то, что специалисты АЗР самостоятельно могут решать оперативные вопросы, все, что касается программирования, находится в сфере компетенции ФОРС. "Это своего рода аутсорсинг, - подчеркнул г-н Гэртнер. - Мы намеренно этим не занимаемся, потому что такого рода деятельность требует достаточно большого штата программистов высокой квалификации, а профиль нашей компании совсем иной. Данная система имеет большую прикладную составляющую, поэтому разработчикам нужно хорошо разбираться и в финансовом анализе, и в бухучете, в управлении складами и т. д. Всеми этими знаниями владеют специалисты компании ФОРС".

В числе прочих перед компанией АЗР стоит задача интеграции разрабатываемой системы с рядом фирменных программных продуктов, которые функционируют в DaimlerChrysler AG. До сих пор в этом вопросе имеются проблемы диспозиционного плана, хотя технически все готово. Модули системы компании АЗР на данный момент взаимодействуют с оригинальными системами электронных каталогов запасных частей и ремонтных работ концерна. "Это большой шаг, поскольку пока ни одна российская система, кроме той, что внедряем у себя мы, не имеет разрешения от DaimlerChrysler на подключение к внешнему интерфейсу. Это равнозначно официальному подтверждению концерном возможностей системы IFS Applications и перспектив ее дальнейшего развития", - подчеркнул Юрген Гэртнер.

Немного об итогах

ЗАО "АЗР Автомобиль - звезда Руси"
Компания была образована решением учредителей 15 марта 1993 года; в ее основе - 100% иностранного капитала. Официальный дилер DaimlerChrysler AG (до 1998 года - Mercedes-Benz). Основные направления деятельности: продажа всех моделей автомобилей Mercedes-Benz; тюнинг по программам AMG, Brabus, Designo и т. д.; сервисное, техническое и гарантийное обслуживание Mercedes-Benz; продажа оригинальных запасных частей для всего модельного ряда Mercedes-Benz и технических аксессуаров.

С начала внедрения IFS Applications в компании "АЗР Автомобиль - звезда Руси" прошло уже почти полтора года. Уточненный срок окончания работ по проекту - конец 2002 года. Планируется, что с 1 января 2003 года начнется полная комплексная промышленная эксплуатация системы.

Если оглянуться назад, уже как курьез вспоминается психологическое неприятие системы некоторыми сотрудниками предприятия (хотя она довольно проста в эксплуатации). Отчасти это связано с тем, что надо было обучиться не только работе с системой. Работникам бухгалтерии, например, нужно было освоить такие операции, как работа с ваучерами, с кодовой строкой, что было поначалу сложно. Тем не менее сейчас все сотрудники придерживаются мнения, что в системе работать легче, это позволяет расширить круг обязанностей.

Пока система внедрена не полностью, об экономическом эффекте говорить рано. Однако руководство АЗР надеется, что уже в ближайшем будущем сможет оперативно получать ежедневную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании. Оперируя поставляемой системой информацией, отдел контроллинга сможет соответствующим образом оптимизировать бизнес-процессы, что приведет уже к реальным результатам и даст конкурентное преимущество перед аналогичными компаниями на автомобильном рынке России.

"Наша компания гордится тем, что представляет на российском рынке хороший продукт. Мы работаем с клиентами, которые тратят большие деньги на приобретение автомобиля. У них высокие запросы, определенный образ жизни, высокие требования к обслуживанию, и мы стремимся во всем соответствовать предлагаемому продукту. Пусть звезда Руси сияет сотням россиян", - сказал председатель правления ЗАО "АЗР Автомобиль - звезда Руси> г-н Юрген Гэртнер.