Директор по информационным технологиям: мода или потребность современного бизнеса?

М.Еловский

Максим Еловский

Рынок информационных технологий (ИТ) всегда отличался завидной динамикой. Еще вчера на нем активно обсуждался вопрос взлета и падения интернет-холдингов, а сейчас этой темы почти никто не касается: поднадоела. Очередной этап пройден, и внимание общественности обратилось к новой сфере применения технологий -- информатизации корпораций.

И один из вопросов, вызывающий сегодня наибольшие дискуссии в этой области, -- изменение статуса информационных служб компании. Специалисты утверждают, что мы являемся свидетелями возникновения новой профессии -- информационного стратега компании. Его первостепенная задача -- следить за тем, насколько эффективно и обоснованно применяются информационные технологии в компании с точки зрения бизнеса.

В США новая должность именуется CIO (Chief Informational Officer), что отделяет и даже в чем-то противопоставляет ее CTO (Chief Technology Officer), то есть руководителю, отвечающему собственно за технологии. Устоявшегося русского термина, аналогичного английскому CIO, пока еще нет; чаще всего говорят о директоре по информационным технологиям, или ИТ-директоре

ПРИЧИНЫ

Итак, почему же современным компаниям понадобился информационный стратег? Да потому что вопросы автоматизации бизнеса имеют свои особенности, с которыми не могут совладать собственно технические специалисты. Простой пример: технологу обычно трудно следить за внешними факторами, влияющими на развитие организации, такими как изменения законодательства, конкуренция, конъюнктура рынка и т. д. Между тем именно они создают бизнес-потребности компании, которые, в свою очередь, и определяют задачи информационных систем. То же относится и к отраслевой специфике: хороший программист или системный администратор совершенно не обязан разбираться в тонкостях управления торговым, металлургическим или деревообрабатывающим предприятием, его дело -- серверы, хабы, сокеты и протоколы. Но для разработки информационных систем необходимо время, и система, создаваемая под задачи, актуальные на момент ее планирования, нередко устаревает еще до ее внедрения. Опять же технику порой довольно сложно составить такую элементарную вещь, как экономическое обоснование для нового ИТ-проекта. А ведь без него ни одна нормальная бухгалтерия не выделит деньги даже на самую расчудесную электронную систему.

Еще одной распространенной проблемной областью информатизации, с которой обычно не справляются технические специалисты, является обучение пользователей систем. Не секрет, что многие системы внедряются по инициативе (и в интересах) руководства, а подчиненные зачастую не склонны к активному освоению новых технологий. Обидно, как много корпоративных систем было прекрасно спроектировано, разработано и инсталлировано, однако ими так и не воспользовались сотрудники компаний-заказчиков. Причина проста: у ИТ-служб, выполняющих сугубо технические функции, не хватило влияния (или дальновидности) для организации обучения служащих.

"ИТ-директор, или CIO, должен иметь ясное видение информационной инфраструктуры компании, а также разбираться в бизнесе на уровне высшего руководства

МИССИЯ

Впрочем, большинство задач, встающих перед информационным стратегом, варьируется в зависимости от конкретной компании. При этом участники дискуссий на эту тему сходятся в одном: современный ИТ-директор, или CIO, должен иметь ясное видение информационной инфраструктуры компании, непосредственную разработку которой он доверяет собственно техническим службам, внешним или внутренним, а также разбираться в бизнесе на уровне высшего руководства. Поскольку правильно определить стратегию развития корпоративных систем и структуру организации информации в компании способен только управленец, непосредственно пользующийся этой информацией.

При всем многообразии функций, вмененных в обязанность руководителю информационной службы компании, несложно выделить миссию, или же главную цель его существования. Известная консалтинговая группа Gartner считает что, "миссия CIO -- это обеспечение стратегического видения и лидерства в разработке и внедрении таких инициатив в области ИТ, которые создают и поддерживают лидирующие позиции компании в постоянно изменяющейся и конкурентной рыночной среде". Из этой дефиниции легко вывести цели современного руководителя ИТ-службы: это оптимальное использование информационных технологий для удовлетворения организационных потребностей. Другими словами, он должен прекрасно разбираться как в бизнесе компании, так и во всем богатстве технологий и решений информационного рынка.

ИСТОРИЯ

На заре информатизации ИТ-подразделения компаний играли на предприятии второстепенные роли, например занимались сугубо технической обработкой данных. Начальнику службы ИТ вовсе не обязательно было разбираться в сути бизнеса своей компании и ее стратегии. От него требовалось обеспечить бесперебойную работу "железа" и своевременную выдачу отчетов. Постепенно список задач, которые решаются информационными системами, расширялся. Пожалуй, главную роль здесь сыграли сетевые технологии. Они резко расширили функциональность информационных систем и привели к появлению многочисленных разработок и программных продуктов для выполнения разнообразных организационных задач.

Через одно-два десятилетия руководители компаний стали рассматривать свои ИТ-департаменты как самостоятельные бизнес-единицы, которые не просто проедают бюджет и решают дежурные задачи, но и способствуют развитию компании. Перемена отношения к ИТ привела и к усилению роли главных ИТ-специалистов: они стали взаимодействовать непосредственно с топ-менеджерами компании. ИТ-директор уже не мог обойтись без глубокого знания основной деятельности своей компании, поскольку вместе с повышением статуса он приобрел и консолидированную ответственность за бизнес.

В условиях повышения роли информационных технологий для бизнеса ИТ-директор превращается в менеджера, в руках которого сосредоточиваются инструменты для эффективного управления компанией, снижения издержек и выхода на новые, не освоенные ранее рынки

А на рубеже веков произошел еще один поворот: расцвет интернет-рынка привел к дальнейшему развитию сетевых технологий, и после его краха осталось довольно много программных разработок (и специалистов), вполне применимых к задачам информатизации компаний.

Внимание компьютерной общественности сместилось от галопирующего индекса NASDAQ к корпоративным системам. В то же время руководители компаний традиционной экономики как раз и осмыслили возможности применения новых технологий в бизнесе. И компании еще раз пересмотрели свое отношение к фигуре своего "главного компьютерщика". В условиях повышения роли информационных технологий для бизнеса ИТ-директор превращается в менеджера, в руках которого сосредоточиваются инструменты для эффективного управления компанией, снижения издержек и выхода на новые, не освоенные ранее рынки. Иногда он может предложить и совершенно иные пути развития бизнеса, связанные с использованием пионерных технологий, и оригинальные модели взаимоотношений с поставщиками, клиентами и персоналом. Поэтому сейчас нередки случаи, когда ИТ-директор входит в правление компании и регулярно принимает участие в оперативных совещаниях на самом высоком уровне.

Таким образом, на сегодняшний день создание и развитие информационных проектов, базирующихся на "компьютерных" технологиях, уже можно отделить от программистов, системотехников, инженеров и других специалистов с техническим образованием. При этом все прекрасно отдают себе отчет в том, что технологическая компонента остается непременной составляющей информационных систем. И очевидно, что ни один менеджер информационных систем не сможет обойтись без экспертов в области технологий. Однако суть происходящего переворота в том, что появилась потребность в руководителях, обладающих более широким взглядом на организационные нужды и технологические возможности.

ЗАДАЧИ

По статистике, собранной консалтинговой компанией Accenture, у CIO такой рабочий график:

  1. 40% времени тратится на решение технологических вопросов; время делится между теми, кто может повлиять на деятельность компании (стратегическими поставщиками ИТ-решений), и теми, кто контролирует рынок ИТ-продуктов (например, Microsoft, SAP и проч.).
  2. 30% времени уходит на решение бизнес-проблем. Хороший CIO прилагает силы к вопросам, влияющим на результаты компании в целом.
  3. 30% времени затрачивается на повышение качественного уровня специалистов ИТ и совершенствование организации работы служб ИТ, включая анализ портфеля проектов и интеграцию внешних ресурсов для решения бизнес-задач.

Стратегическое управление информационной системой компании предполагает, что ИТ-директор обозначает цели и задачи ИТ-службы в целом (сегодня ее стратегия определяется во многом случайно) и технических специалистов в частности. И здесь компании могут использовать как минимум три различных практических подхода:

  1. ИТ-служба делает буквально все: закупает оборудование, проектирует и внедряет систему, пишет программное обеспечение и т. д. Такой подход довольно широко распространен в компаниях, информационные службы которых формировались достаточно давно, когда спектр продуктов и услуг, представленных на ИТ-рынке, был еще не так широк.
  2. ИТ-служба распределяет свои задачи и задачи подрядчиков (внешних компаний).
  3. Подрядчики выполняют основную часть работ, а информационная служба занимается проведением тендеров, координацией проектов и собственно разработкой ИТ-стратегии. Этот подход распространен в молодых фирмах, российских компаниях западного образца и там, где "обожглись" со своими разработчиками.

В последнее время в России преобладает третья тенденция, однако на каждом конкретном предприятии выбор разумного подхода к распределению ИТ-задач должен строиться на экономических расчетах, которые часто оказываются не так просты.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Немало дискуссий вызывает вопрос о том, кто способен стать наиболее адекватным ИТ-директором. На практике данную должность обычно занимают выходцы из трех профессиональных групп. Пожалуй, чаще всего на этой позиции оказываются весьма молодые и склонные к инновациям представители топ-менеджмента компании. При этом им, как правило, необходимо обзавестись надежным технологическим тылом или экспертом именно в технологических областях. Нередко такая деятельность по силам и техническим специалистам (программистам, системным администраторам, системным аналитикам), обладающим широким видением информационных технологий. Главная проблема для них -- овладеть знаниями о бизнес-потребностях компании. Эта сфера сильно отличается от собственно технологических вопросов. Бывает и так, что на позицию CIO приглашаются менеджеры консалтинговых компаний, имеющие желание и способные изучить в деталях предметную область конкретного бизнеса. Это не случайно, ведь главные задачи, стоящие перед информационным стратегом, относятся к внутреннему консалтингу.

Для средних и крупных компаний выстраивание информационной стратегии может оказаться серьезным конкурентным преимуществом и существенно помочь в организации бизнеса

УМЕСТНОСТЬ

Закономерен вопрос: каждому ли предприятию нужен собственный ИТ-консультант?

Здесь опять же все зависит от специфики бизнеса. Позиция СIO, или ИТ-директора, скорее всего будет лишней в небольших компаниях или в фирмах, в деятельности которых невелика информационная составляющая. Пожалуй, тут лучше обойтись привычными системными администраторами и широкопрофильными компьютерщиками. Однако потребность в таком менеджере сегодня все сильнее ощущается в средних и крупных компаниях, особенно там, где работа с информацией является критичной. Именно для таких компаний выстраивание информационной стратегии может оказаться серьезным конкурентным преимуществом и существенно помочь в организации бизнеса.