Спам - forever?

Д.Аденауэр

Дима Аденауэр

К сожалению, спам остается одним из самых действенных и дешевых рекламных инструментов в Интернете.

В марте 2004 года исполнилось ровно 10 лет с момента отправки того, что теперь принято считать первой коммерческой спамерской рассылкой. Американская юридическая компания Canter and Siegel отправила в несколько Usenet'овских конференций рекламу своих услуг для людей, желающих участвовать в лотерее US Green Card. С этого момента карусель из миллиардов назойливых писем завертелась.

Сегодня только ленивый не ругает спам. Парадокс в том, что этот вид рекламы раздражает, но как ни странно, остается востребованным. Рекламный менеджер фирмы, предлагающий типографские услуги, а заодно периодически заваливающей мой почтовый ящик письмами про «дизайн буклета под ключ», считает услуги спамеров выгодным освоением рекламного бюджета. Также, по понятным причинам, он пожелал остаться неназванным.

- Мы обратились к спамерам три года назад, - говорит он. - Раз в неделю наши рекламные предложения рассылаются примерно по 200 тысячам адресов, находящимся в Москве и Подмосковье. Причем для нас это стоит всего около 50 у.е. Сегодня мы используем спам для усиления оффлайновой рекламы, но отказываться от него не собираемся...

Правда до этого заявления менеджер осторожно поинтересовался, зачем я звоню, не раздражает ли меня реклама их фирмы.

- Нам ведь неизвестно, кому приходят письма, и читают ли их вообще, - оправдывался пиарщик.

Алексей Жавнерчик, специалист отдела рекламы компании globo.ru с сожалением отмечает живучесть спама:

- Спам работает, с этим не поспоришь. Для мелких фирм, которым особенно важно минимизировать расходы на вхождение в рекламный рынок, спам - просто находка. Из миллионов получателей коммерческих рассылок так или иначе найдутся те, кому интересны рекламируемые товары и услуги, приглашения на семинары и шоп-туры. Тем более без спама не смогут обойтись компании, осуществляющие незаконные или близкие к этому виды деятельности:  распространение платной порнографии и нелицензионной аудио-видеопродукции и программного обеспечения, в этот же список входят предложения купить нелицензионные базы и другие виды данных или вложить свои деньги в некое «дело», на поверку оказывающееся обычной финансовой пирамидой.

Однако, признает Жавнерчик, спам довольно эффективен для фирм, торгующих недорогими «товарами для всех» или совершенно уникальными товарами, когда непонятно, кто же будет их покупать, потому что на полноценное маркетинговое исследование просто нет денег.

Совершенно неприемлем спам, когда речь идет о саморекламе собственно спамерской рассылки или, скажем, серьезного имиждевого товара, товара пользующегося штучным спросом вроде автомобилей Ферарри. В последнем случае на такую рассылку было бы забавно взглянуть, но не более того, и подавляющему большинству пользователей почтовых сервисов спам явно мешает. В частности, в американской компания Doubleclick, занимающаяся интернет-рекламой и сопутствующими разработками, считают, что получатели спама значительно поумнели (а что делать, приходится как-то защищать себя и свой почтовый ящик), а борьба с несанкционированными рассылками стала одним из наиболее приоритетных направлений деятельности IT-менеджеров.

Согласно материалам аналитического отчета «Спам: итоги 2003 года», проведенного одним из основателей национальной коалиции против спама, компанией Ашманов и Парнеры, крупные российские интернет-компании приводят сходные цифры относительно доли спама в общем почтовом трафике. По данным почтовой службы Яндекса, доля спамерских писем в почтовых потоках составляет не менее 40%, при этом в отдельную группу выделяются так называемые "рассылки", доля которых может составлять до 20% почтового трафика. Таким образом, общий объем массовой незапрошенной корреспонденции может достигать 60-80%. По данным почтовых служб Рамблера и Mail.ru спам также занимает до 80% почтового трафика. В прошлом году поток низкопробной сетевой рекламы достиг, по мнению специалистов, своего максимального значения за всю историю интернета.

Своего пика достиг и ущерб, причиненный спамом не только простым пользователям, которым приходится оплачивать раздутый трафик и испытывать негативные эмоции, но и рекламодателям, поверившим в обещания спамеров «быстро и недорого продвинуть Ваш бизнес и бренд». Ни одна крупная фирма, создавшая свой бренд или предлагающая товар, претендующий на «брендовость», не станет пользоваться спамом.

Ведь по сути серьезная компания, выбравшая в качестве рекламного партнера конфиденциальную контору, ежедневно выдающую «на гора» тысячи непривлекательных электронных листовок, теряет лицо и своих клиентов, имеющих право рассчитывать хотя бы на уважение к себе.