Экспресс-тренинг публичного выступления

Л.Исковских

Людмила Исковских
PRStudio

Одной из самых больших проблем в организации пресс-конференций - недостаток времени. Увы, эта ситуация очень типична. Работать в форс-мажоре, пытаясь делать то, что "надо было сделать вчера", у нас любят многие. Причем это касается не только организации пресс-конференций.

Реклама и PR - виды деятельности, очень жестко завязанные на сроки. Но поскольку эти виды деятельности напрямую затрагивают стратегические интересы компании, то количество людей, принимающих решение о том или ином шаге, велико. Потому на нашем рекламном рынке не редки ситуации, когда компания "долго запрягает, но быстро едет". Трудно сказать, сколько процентов проектов "запарывается" из-за спешки. Определенно можно сказать только одно: многие рекламные агентства успевают отвечать на эти "веяния времени", предлагая свои, особые, услуги для форс-мажоров.

Давайте оставим "за бортом" содержательную часть, рассмотрим только формальные рамки общения на конференции. Как это? Очень просто. Вы сами можете привести ряд фраз, которые, сказанные с разной интонацией, имеют разный смысл. Так и в публичном общении: одно и то же сообщение можно преподнести по-разному.

Поговорим сегодня об одном способе улучшения формы подачи сообщения. Об экспресс-тренингах публичного выступления.

Вообще хороший тренинг публичного выступления должен длиться несколько дней. Но это в том случае, если вам надо не просто выработать навыки публичного выступления, но и закрепить их на будущее. В экстренной ситуации, когда сделать пресс-конференцию нужно срочно (например, чтобы опередить конкурентов в сообщении новости СМИ), пятичасового экспресс-тренинга может быть достаточно.

Во всяком случае, нам приходилось видеть выступления до и после такого тренинга, можно сказать, что отличия колоссальные.

Как это работает? Обычно экспресс-тренинги публичного выступления делаются за день до пресс-конференции. Это помогает структурировать сообщение более выгодным образом. А выступающие не успевают забыть то, что они проработали на тренинге.

В начале тренинга делается "прогон" выступления "как оно есть". Опытные тренеры сразу видят, что хорошо в выступлении, а над чем поработать. Это уже сокращает время, необходимое для того, чтобы довести до ума ваше выступление.

Понятно, что тренеры прорабатывают все стадии выступления: вступление в контакт, подача основного сообщения, ответы на вопросы и выход из контакта.

Разница между ними (тренерами) заключается лишь в квалификации. Скажем, наша компания привлекает на свои проекты таких тренеров, которые не просто "шлифуют" уже готовое выступление, но могут и кардинально переправить некоторые моменты. Конечно, и от простой "шлифовки" вреда не будет. Но все-таки временами (я бы сказала, очень часто) приходится переделывать кардинально некоторые вещи буквально за день до конференции.

Итак, что из "кардинальных переделок" встречается на практике чаще всего?

1. Ролевое распределение выступающих.

Это вообще индивидуально. Каждый ньюсмейкер по-своему хорош. На тренинге специалисты смотрят, какие из коммуникативных качеств лучше развиты у ваших выступающих, и помогают правильно распределить блоки сообщения между ними.

Вы и сами много раз могли наблюдать, что есть люди, которым удается выглядеть солидными и убедительными, но на второй фразе их выступления зал засыпает. А есть эмоциональные, легко заводящие зал докладчики, в чьих устах сообщение выглядит поверхностным и легкомысленным. Для хорошего выступления нужны и те, и другие. Главное не перепутать. Если у вас "заводит зал" авторитетный специалист, а самую весомую аргументацию преподносит харизматичный, но, на первый взгляд, поверхностный выступающий, эффекта от такого выступления можно не ждать. Во всяком случае, положительного эффекта.

Это только маленький пример, касающийся распределения ролей. На самом деле, оно, распределение, может быть и другим, все зависит от вашей конкретной ситуации.

2. Изменение акцентов в сообщении.

Многие докладчики структурируют свое сообщение так, как им кажется наиболее интересно и выгодно. Но журналисты могут придерживаться противоположного мнения. Самый частый пример таких несовпадений: компания делает упор на то, какие выгоды она получит в своем проекте (построит новый завод, увеличит обороты, обгонит конкурента на 1% в войне за доли рынка и т.п.). А журналисту интересно, чем этот "чих в вечность" отзовется для общества и его конкретных читателей. Что будет с экологией? Как среагирует на смелый проект деловая среда? Что интересного для инвестора? Будет ли от этого проекта польза "простым людям" в виде увеличения рабочих мест или вложений в инфраструктуру? И так далее.

Со стороны иногда виднее, как надо подать сообщение, чтобы его было интересно публиковать и читать. И в этом пункте пример с "организационным эгоцентризмом" (когда во главу угла ставятся корпоративные интересы, порой вопреки интересам общества) - лишь один из многих примеров, когда нужно менять акценты в сообщении.

3. Иллюстративный материал к сообщению.

Если вы думаете, что это картинки и презентации, ошибаетесь. Это способ сделать сообщение интересным и запоминающимся. Как в психологической консультации все жалуются на недостаток любви к себе (и никто не говорит, что ее слишком много в жизни), так и в практике ведения пресс-конференций: часто приходится разбавлять скучный материал интересными примерами и метафорами. Делать же сообщение "посолиднее и поавторитетнее" пока не приходилось. Может, нам просто везет?

4. Способы управления аудиторией.

Как "включить" внимание, как отвлечь внимание, как реагировать на нежелательные вопросы. Думаете, этому сложно научиться? Как бы не так. Есть вполне универсальные приемы, которые легко использовать даже на рациональном уровне (то есть такие, где не надо прорабатывать невербалику и эмоциональные типы воздействия). В экспресс-тренинге вам даются только такие приемы, которых у ваших ньюсмейкеров нет в арсенале. Именно поэтому возможно буквально за 5-6 часов обучить человека быстро реагировать на непредвиденные ситуации в публичном выступлении.

Это лишь часть хитростей публичного выступления. Вообще эта "штука" весьма полезная. Приходилось наблюдать многократно, какие метаморфозы происходят с, казалось бы, безнадежными ньюсмейкерами.

А на результат можете посмотреть и сами. Например, в прямом эфире телеканала "Домашний" по четвергам в 8 утра, где одна из сотрудниц нашего агентства рассказывает интересные и поучительные истории из жизни. Правда, это результат 3-дневного обучения. Но порой кажется, что человек вел прямые эфиры с пеленок.


Источник: PRStudio