Бизнес-урок 1. Бизнес-процессы и неструктурированная деятельность

Александр Кочнев

Почему важно управлять бизнес-процессами? Значимость процессного подхода к управлению возрастает по мере увеличения сложности бизнеса и роста его масштабов. Нарастает потребность в структурировании деятельности и упорядочении взаимоотношений всех ее участников. При этом в современном менеджменте утвердилась точка зрения, что успешно достигать цели можно лишь в том случае, если мы управляем всей цепочкой действий, ведущих к результату.

Начнем с определения: что такое "процесс"? Общеизвестно что это устойчивая, целенаправленная, последовательность действий, преобразующих ресурсы (входы) в некоторые продукты (выходы), представляющие ценность для потребителя. Важно отметить, что у каждого процесса есть потребитель – клиент, который заинтересован в результатах процесса. Целью любого процесса является удовлетворение клиента. Не может быть процесса без клиента.

Зачастую процессом называют все, что движется … Это упрощенное представление упускает из виду такую важную характеристику процесса, как повторяемость последовательности действий. Неправильно называть процессом цепочку действий, происходящую однократно. Процесс – это то, что происходит регулярно в одной и той же последовательности. В каждой компании существует достаточно широкий круг деятельности, которая регулярно повторяется примерно в одинаковом виде. Эта повторяемость нам дает прекрасную возможность изучать процесс, фиксировать порядок его выполнения, обучаться тому, как лучше его организовать, совершенствовать, лучше достигать цели процесса, лучше удовлетворять клиента процесса и создавать продукт лучшего качества. Это суть того чего мы хотим добиться, занимаясь организацией управления процессами. Процессный подход часто противопоставляется проектному подходу, где нет такой повторяемости действий, поскольку каждый проект чем-то уникален.

Определим основные понятия, связанные с процессами.

  • Входы в процесс - это материальные или нематериальные ресурсы, которые нужны для того чтобы процесс выполнялся.
  • Выходы, - это продукты и услуги, которые являются результатами процесса.
  • Исполнители процесса – сотрудники компании, выполняющие определенные функции в процессе.
  • Клиенты – потребители результатов процесса.
  • Поставщики – лица или организации обеспечивающие процесс ресурсами.
  • Владелец процесса - это лицо, которое обладает достаточными полномочиями, властью, ресурсами для того чтобы обеспечить успешное выполнение процесса и достижение его цели. Владелец процесса имеет полномочия изменять его, улучшать и совершенствовать.

В каждом процессе необходимо идентифицировать эти ключевые характеристики. В дальнейшем мы подробно рассмотрим порядок проведения идентификации процессов.

Для уточнения сущности процессного подхода обсудим аспекты управления, выходящие за его пределы. Существует такое заблуждение, когда отождествляют управление компанией с процессным подходом. Представляется, что хорошее управление организацией – это когда вся ее деятельность описана и регламентирована. Никаких действий не происходит без четкого регламента; компания работает, как отлаженная машина. На самом деле это не только невозможно, но и вредно. Регламентация процессов - это только один из способов координации деятельности людей. Кроме него существует еще 5 способов координации (то есть всего 6) которые в различных соотношениях имеются в каждой компании. Систематизацию методов координации предложил Генри Минцберг в книге "Структура в кулаке". Он рассматривает, какие способы координации выработало человечество за свою историю, и в каких случаях те или иные способы координации наиболее более эффективны. Процессный подход в действительности имеет свои ограничения; он не всегда работает, не всегда возможен, и в каждой организации он охватывает какую-то часть деятельности. В одних организациях он занимает большую долю, в других – меньшую. Поэтому важно понимать, что хорошее управление основывается не только на процессном подходе, но и на целом ряде других методов координации, которые должны действовать в каждой организации в тех или иных пропорциях. Кратко рассмотрим эти методы координации.

  1. Прямая координация - это отношения начальников и подчиненных типичные для армейских подразделений. Командир отдает приказ и контролирует его исполнение. Этот метод координации преобладает в небольших компаниях. В крупных или средних организациях он в принципе неэффективен, но может использоваться на уровне отдельных небольших подразделений – отделов или производственных участков.
  2. Следующий метод координации – взаимное согласование. Он характерен для относительно небольших проектных команд и творческих коллективов. Здесь люди сообща вырабатывают соглашения о целях и средствах их достижения, а в ходе работы согласуют между собой действия по мере необходимости. В крупных компаниях на уровне топ-менеджмента это основной способ координации.
  3. Стандартизация целей. Этот подход предусматривает установление целей для исполнителей, которые самостоятельно выбирают средства для их достижения. Он широко применяется в дивизиональной структуре крупных компаний. Руководителю бизнес-единицы ставятся целевые показатели, например, по выручке, рентабельности, отдаче на инвестиции и т.п. Он самостоятельно разрабатывает и реализует стратегию работы на целевом рынке и отвечает за достижение поставленных целей.
  4. Стандартизация квалификации предполагает, что мы не предписываем сотруднику, как именно он должен выполнять свою работу, поскольку он имеет высокую квалификацию для того чтобы самостоятельно решить, как лучше ее делать. Это типичный способ работы преподавателей, консультантов, хирургов, то есть людей сложных профессий, требующих высокой квалификации, длительного обучения, огромного опыта. И для таких специалистов никто не может прописать регламенты. Больше того, деятельность настолько сложна и многообразна, что в ней регламенты и не возможны. Например, преподаватель имеет общий план занятий, но для каждой аудитории он осуществляет гибкую настройку и вносит изменения в ход обучения.
  5. Стандартизация деятельности. Это тот случай, когда исполнителям предписывается порядок выполнения действий. Процессный подход к управлению обеспечивает именно этот подход к координации деятельности.
  6. Стандартизация ценностей. При таком способе координации люди в своей деятельности руководствуются прежде всего корпоративными ценностями. В этом случае главной задачей руководства компании является выработка и внедрение в коллектив системы ценностей, воодушевляющих сотрудников. Такую организацию отличает особая корпоративная культура, сильная энергетика, объединяющая людей и привлекающая клиентов. У сотрудников вырабатывается особый подход к делу; при этом они руководствуются в своей деятельности в большей степени ценностями, чем регламентами и правилами, которые, тем не менее, существуют. В таких компаниях руководство поощряет самостоятельность сотрудников, когда они берут на себя ответственность за решение проблем клиентов, нарушая, при необходимости, сложившиеся правила.

Каждый их этих методов координации в том или ином объеме может применяться в любой компании. Выбор подходящих методов и границ их применения является одной из важнейших задач построения продуктивной организационной культуры.

Таким образом, широко распространенное утверждение, что "компания состоит из процессов" следует принимать критически. Я сам так иногда говорю, чтобы подчеркнуть важность процессного подхода. Однако, как мы убедились, управление процессами – только часть управленческой деятельности. Тем не менее, это важная часть, обеспечивающая организационную основу всей деятельности большинства компаний.

В связи с определением процессов необходимо обсудить понятие "функция". Здесь следует отметить, что процесс – это понятие, имеющее конкретное определение в системе менеджмента качества. Понятие "функция" не имеет такого четкого определения. Это такое скорее расхожее бытовое понятие, которое может иметь различный смысл, в зависимости от контекста. Под "функцией" может пониматься всякая деятельность, в том числе и процессы.

Одним из наиболее распространенных применений этого понятия является "функциональное направление". В каждой компании существуют такие функциональные направления, как управление персоналом, управление финансами, юридическое обеспечение, информационные технологии и другие функциональные управленческие блоки.

Другое распространенное применение "функций" связано с деятельностью исполнителей, например, в функции секретаря или офис-менеджера входят: прием посетителей, получение, отправка корреспонденции, прием входящих вызовов, ведение расписание встреч. Примерно так может определяться перечень функций сотрудников. Когда мы говорим о процессах, то исполнители процессов тоже выполняют какие-то функции. Нередко возникают споры относительно какого-либо понятия - процесс это или функция? Не стоит искать в этом глубокий смысл; это может быть и то и другое одновременно.

Вы хотите навести порядок в бизнес-процессах вашей компании? Не знаете как это сделать? У нас есть для Вас дорожная карта: мастер-проект "Создание системы управления прооцессами в вашей компании".

Метки: