Анти SWOT

Е.Леденёв

Евгений Леденёв

Знал бы, где упаду, положил бы там подушку!
Народная мудрость

Все уже привыкли к методике SWOT-анализа. Многие компании, в том числе и консультационные фирмы, активно применяют этот инструмент для проектирования мер, которые позволяют реализовать стратегию.

Согласно методике SWOT-анализа укрупнено последовательность шагов выглядит следующим образом:

  1. Формулирование списка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
  2. Формулирование мероприятий, которые вытекают из пересечения по парам:
    1. сильные стороны - возможности
    2. сильные стороны - угрозы
    3. слабые стороны - возможности

Наверняка многие сталкивались с вопросом, а что писать в оставшемся квадранте: слабые стороны - угрозы. С точки зрения методики SWOT-анализа этот квадрант выглядит абсурдно, т.к. используя угрозы можно лишь усилить слабые стороны... Но что-то всё-таки не так...

Любая концепция управления предостерегает от использования только оптимистических планов и мероприятий. Использование методики SWOT-анализа ведёт к появлению приятной картины лёгкости реализации стратегии, мол всё замечательно сложится (как в мультике "Винни Пух": Входит и выходит!) и стратегия будет реализована. Но, в реальности всё далеко не так...

Задавали ли Вы себе вопрос, используя SWOT-анализ:

  • А что будет, если возможности не выполнят ожидания?
  • А что будет, если угрозы, наступят самым неподходящим образом?
  • А что будет, если конкуренты ослабят сильные стороны?
  • А что будет, если слабые стороны станут ещё более слабыми?

Эти вопросы задают те, кто принимает решения, отвечают за результат и персонал. Где же в этой модели риски?

Все эти вопросы и мысли навели на идею о том, что кроме SWOT-анализа в его традиционной форме необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ.

Что же это такое?

Сами шаги и технология остаются прежними... Но меняются вопросы, которые необходимо задать при формулировании мероприятий на пересечении сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами.

1)      Квадрант "сильные стороны - возможности":

a.      Как не реализовать сильные стороны, используя возможности?

b.      Как завышенные ожидания не позволят использовать сильные стороны?

2)      Квадрант "сильные стороны - угрозы":

a.      Как и когда (при каких обстоятельствах) сильные стороны не позволят нивелировать угрозу?

b.      Как усиление угроз снизит сильную сторону?

3)      Квадрант "слабые стороны - возможности":

a.      Как и при каких условиях, изменение слабых сторон не позволяет воспользоваться возможностями?

b.      Как и при каких условиях, завышенные ожидания возможностей позволят нивелировать слабые стороны?

4)      Квадрант "слабые стороны - угрозы":

a.      Как и при каких условиях угрозы усилят слабые стороны?

В целом получается список мер, которые не позволяют реализовать стратегию (антимеры).

Мною бы л проведён АНТИ SWOT-анализ и получились следующие результаты:

  1. Квадрант "сильные стороны - возможности":
    1. Низкая эффективность новых каналов сбыта не позволит воспользоваться высоким потенциалом персонала
    2. Низкий экономический рост не позволит использовать современные мощности и технологии производства
  2. Квадрант "сильные стороны - угрозы":
    1. Усиление конкурентов позволит им переманить персонал и ослабить потенциал персонала
    2. Обвальное снижение платёжеспособности не позволит использовать наработки для привлечения инвесторов
  3. Квадрант "слабые стороны - возможности":
    1. Мы не сможем наладить работу по анализу рынка и не увидим экономического роста в России
    2. Нам не удастся использовать новые каналы сбыта из их низкой эффективности для построения работы по анализу рынка
  4. Квадрант "слабые стороны - угрозы":
    1. Низкая платёжеспособность потребителей будет нами не замечена вследствие отсутствия работы по анализу рынка

Этот гипотетический свод антимероприятий по реализации стратегии кажется немного смешным, но в реальности многое именно так и получается...

Говоря об экономическом росте России в качестве возможности мы должны учитывать, что необходимо определить, а какой экономический рост является для нас возможностью, а какой нет... и т.д.

Образно говоря: ниже определённого (нормативного) значения мы получаем угрозу, а выше возможность...

Поэтому, проводя SWOT-анализ, необходимо использовать и следующие мысли:

  1. Кроме стандартного SWOT-анализа необходимо проводить и АНТИ SWOT-анализ, который помогает определить действия, при которых стратегия не будет реализована.
  2. Стандартный SWOT-анализ необходимо дорабатывать в 2-х направлениях:
    1. Определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами
    2. Определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.