Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!

Выработка эффективной бизнес-модели для компании

Д.Сироткин

Дмитрий Сироткин,
ИКФ <АЛЬТ>

В своем выступлении на нашей конференции <Управление в России: отказ от иллюзий> Вадим Тряпичкин, директор Ирбитского мотозавода так сформулировал приоритетную задачу для российских управленцев - изобретать неубыточные модели бизнеса. К такому выводу он пришел после сопоставления организации работы зарубежных мотофирм с организацией работы своего завода как интегрированного производителя.

В отличие от <новых> российских компаний, не обремененных неиспользуемыми активами, устаревшими технологиями и избыточным персоналом, большинство промышленных компаний пока что имеет существенные ограничения в деле изобретения новых бизнес-моделей.

Поэтому им прежде всего следует снять эти ограничения, перейти в состояние нормального бизнеса, убрав все лишнее и к бизнесу не относящееся. Набор <оздоровительных мер> достаточно универсален и прост, хватило бы только воли осуществить их до конца. С выработкой эффективной бизнес-модели для компании все сложнее. Риск наломать дров большой, а проверенных подходов и успешных примеров <бизнес-моделирования> пока практически нет.

Попытаемся обозначить здесь определенный подход к нахождению и опредмечиванию новой бизнес-модели компании.

Бизнес-модель понимается как принципиальная модель работы данного бизнеса. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) компании, ее соответствия стратегическим целям развития компании и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов.

Соответственно можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные вопросы, требующие удовлетворительного ответа:

  1. Анализ бизнес-модели отрасли.

    Как устроена наша отрасль? Какой тип конкуренции преобладает? Какие типы игроков (бизнес-модели) в ней представлены? Как они связаны между собой? Какими рыночными ключевыми компетенциями они должны обладать? Каким образом и почему изменяются компании-лидеры отрасли?

  2. Анализ существующей бизнес-модели компании.

    Как устроена наша компания? Каков бизнес (бизнесы) компании? Как образом мы встроены в бизнес-модель отрасли? За счет чего мы сохраняем конкурентоспособность? Каковы наши фирменные ключевые компетенции? Что неэффективно в существующей бизнес-модели? Какие противоречия имеются между отдельными компонентами и процессами бизнес-модели? Какие рыночные ключевые компетенции нам необходимо приобрести?

  3. Ориентиры стратегии развития компании.

    Какую базовую стратегию мы реализуем? Как формулируется наша стратегия? Какие стратегические цели мы планируем достичь? Каких изменений в существующей бизнес-модели требует реализуемая стратегия? Какая типовая бизнес-модель в наилучшей степени соответствует нашей стратегии? Как мы будем позиционировать себя по ряду ключевых параметров: степень вертикальной интеграции, степень диверсификации, степень <интеллектуальности> готового продукта и др.?

  4. Определение новой бизнес-модели.

    На какой типовой бизнес-модели (компаниях-аналогах) базируется новая бизнес-модель компании? Каковы ее особенности? В чем ее преимущества и недостатки? Как она встроена в бизнес-модель отрасли? Каковы основные параметры работы бизнес-модели? Какова предполагаемая экономическая эффективность новой бизнес-модели?

  5. Конкретизация новой бизнес-модели.

    Как соотносятся между собой основные компоненты бизнес-модели? Что целесообразно сохранить в новой бизнес-моделе от старой? Как должны быть устроены производство, инновации, маркетинг и т.д.? Как должна быть построена система управления? Каковы механизмы и процедуры, обеспечивающие эффективность работы бизнес-модели?

Естественно, в результате такой работы возможные варианты <изобретательства> значительно сократятся. Однако при этом мы избавляемся от узкого, ограниченного реальностью своего предприятия, видения своего бизнеса и у нас появляются немногие, но реальные альтернативы того, как мы можем делать этот бизнес лучше.

В заключение для примера приводится укрупненное описание основных типов игроков в мотоциклетном бизнесе. Сопоставление объема выпуска и стоимости мотоциклов основных производителей с аналогичными показателями Ирбитского мотозавода приводит к выводу, что он не вписывается ни в одну из сложившихся схем реализации типовых стратегий. Однако, на наш взгляд, для Ирбитского мотозавода наиболее перспективно и реалистично использование сфокусированной стратегии, вероятно, с концентрацией на сегменте <Классик>.

Вам подарок!

КНИГА «Как внедрить бизнес-процессы»!