Не выживать, а побеждать

Александр Кочнев

Политическая и экономическая жизнь в нашей стране быстро меняются. Изменяются и условия ведения бизнеса. Экономический кризис пришел к нам надолго, обещает быть глубоким и всеобъемлющим. Это надо принять как факт, но отчаиваться рано.

Вспоминается история про двух товарищей, повстречавших льва. Один из них сразу же стал покрепче зашнуровать свои ботинки. Его товарищ спрашивает, какой в этом смысл, ведь все равно невозможно бежать быстрее льва. На что первый отвечает: "Мне достаточно бежать быстрее тебя".

В условиях кризиса единственно верный путь к спасению компании - стать быстрее своих конкурентов. Конечно, преимущество имеют те, кто в благополучные годы заботился об эффективности бизнеса и развитии системы управления компанией. Эти игроки получают фору на старте. Тем не менее, шанс на победу в забеге есть у каждого, кто окажется способным в этих непростых условиях действовать целенаправленно и последовательно. Для этого надо видеть ситуацию, иметь план действия и политическую волю к его реализации.

Чтобы помочь тем, кто решил взять дело спасения своей компании в собственные руки, Консалтинговая компания iTeam начинает цикл бесплатных бизнес-уроков, на которых будем давать практические рекомендации по приведению компании, находящейся в непростых условиях, в боеспособное состояние.

Мы задумали этот цикл, как дорожную карту, которая поможет вам пройти оптимальным путем к достижению нужной "спортивной формы", когда нет времени на поиски и нет лишних ресурсов для проб и ошибок.

Зарегистрироваться

С чем мы будем иметь дело во время кризиса?

  • снижение спроса на продукты и услуги,
  • обострение ценовой конкуренции, снижение доходов всех участников рынка,
  • повышение стоимости используемых компанией ресурсов,
  • разрыв сложившихся связей с поставщиками и партнерами в результате их банкротства или санкций со стороны стран Запада,
  • повышение налоговой нагрузки, поскольку государству нужны деньги, а взять их можно только у бизнеса.

 

Возможны и другие негативные явления, но и этого достаточно.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание положительные стороны кризиса:

 

  1. Рынок расчистится. Неэффективные, непрофессиональные участники, засоряющие бизнес-ландшафт исчезнут. Это, безусловно, улучшит условия конкуренции.
  2. Рынок труда наполнится специалистами, освободившимися после крушения неэффективных компаний. У работодателей будет хороший выбор квалифицированных сотрудников, готовых работать за скромную зарплату.
  3. У руководства компании появятся новые возможности мотивации сотрудников, сплочения команды на основе всеобщего понимания, что "все мы в одной лодке" и должны дружно грести, помогая друг другу. Это создает сильный импульс для роста производительности труда.
  4. Появятся новые возможности, связанные с протекционистскими мерами и курсом на замещение импорта, декларированным государством.

 

Итак, нам нужно быть если не первыми в своем забеге, то, по крайней мере, не оказаться в числе аутсайдеров, обреченных на съедение львом.

 

Как этого достичь?

Мы должны использовать преимущества, которые дает нам новая ситуация, и нейтрализовать действие негативных факторов. По существу, перед каждой компанией стоит две задачи. Первая - стать более быстрой, другими словами, повысить свою эффективность. Вторая - определить куда бежать, то есть выработать стратегию. Мы будем рассматривать оба эти направления, но есть несколько вещей, которые нужно сделать в первую очередь.

Расчистить территорию

Первое, что необходимо сделать - это расчистить территорию для проведения последующих изменений. Для этого необходимо понимать истинное положение нашей компании и получить достаточно точные ответы на вопросы о том, какова структура доходов и расходов компании не только в целом, но и в разрезе продуктов, подразделений, клиентов, какова прибыль, каковы объемы инвестиций. Разобравшись с этими вопросами, можно будет осуществить первоочередные меры по финансовому оздоровлению компании, избавить ее от наиболее отягчающего ее балласта, подготовить для более устойчивого плавания в океане бизнеса. Это позволит компании получить некоторую передышку и сконцентрировать ресурсы для дальнейших изменений. Подробнее об этом мы поговорим на  ближайшем уроке.

Найти слабое звено

В любой компании есть очень много участков, работу которых необходимо улучшать. При этом существует только одно "слабое звено" (чаще обнаруживается несколько примерно равноценных "слабых звеньев"), определяющее результаты бизнеса в целом. Улучшения, проводимые на любых других участках, кроме "слабого звена" не дадут никаких ощутимых результатов для компании. Во время кризиса у нас нет ни времени, ни средств, чтобы распылять ограниченные ресурсы на разных направлениях. Нужно действовать наверняка. Поэтому исключительно важно правильно определять точку приложения усилий. О том, как это делать мы поговорим на третьем уроке.

Разработать программу изменений

Определив "слабые звенья" нашей компании, мы решаем, что нужно сделать, чтобы их усилить. При этом времени на долгосрочные преобразования у нас нет. Действовать нужно быстро и решительно. Необходимо найти ответы на один вопрос: "Что мы можем сделать за 3-6 месяцев, чтобы добиться ощутимых результатов в ... (дальше следует названия "слабых звеньев")". Ответом на него должна стать программа проведения первоочередных изменений, обычно состоящая из нескольких проектов. На четвертом уроке мы поговорим о том, как организовать такую программу.

Итак, мы наметили начало маршрута, который выведет нашу компанию на новый уровень конкурентоспособности и позволит не только успешно пережить кризис, но и стать сильнее. По мере продвижения, я буду открывать вам новые горизонты и снабжать инструментами для решения стоящих перед вами задач.

Этот цикл бизнес-уроков принесет вам пользу, если вы будете не просто слушать, но станете делать то, о чем мы говорим. Возможно, что-то вам будет непонятно или вы столкнетесь с трудностями при практической реализации. Обращайтесь с вопросами по адресу info@iteam.ru Мы обязательно ответим и поможем разобраться.

Советую вам не ограничиваться прослушиванием бизнес-уроков, но также активно работать с нашими вебинарами и учебными курсами. Библиотека бесплатных вебинаров iTeam - это высокая концентрация многолетнего опыта и знаний наших консультантов

Учебные курсы iTeam дают пошаговое руководство по внедрению эффективных технологий управления компанией на основе фирменных методик и наших ноу-хау

Метки: